Эта статья была опубликована в 1973-м году в 75-летию Сергея Эйзенштейна. 22-го января 2023-го года великому советскому режиссеру исполняется уже 125 лет со дня рождения.
Это кажется почти невероятным: когда кино лишь возникало как явление художественного порядка, на самой заре жизни новой музы искусств, появился фильм, и по сей день признаваемый самыми авторитетными ценителями выдающимся произведением. Назывался фильм «Броненосец «Потемкин». Добавим к этому, что картина была снята в кратчайшие сроки, а создателю ее исполнилось 27 лет. С того времени имя Сергея Михайловича Эйзенштейна известно всюду: в мире нет ни одного крупного мастера киноискусства, который не испытывал бы на себе могучего влияния гениального советского режиссера.
В чем же величие фильма, в чем непреходящее значение этого бессмертного шедевра и для нынешних дней?
В картине Эйзенштейна с небывалой силой воспета мощь восставшего народа, торжество революционного порыва. В ней жила и живет ярость против порабощения человека.
Эйзенштейн открыл невиданные возможности эмоционального воздействия кинематографа на наши разум и сердце. Поэтому-то специалисты из многих стран мира тщательнейшим образом изучают не только фильм в целом, но й его отдельные сцены, кадры, специфику монтажа, чтобы уяснить, как возникло чудо художественного созидания. Но оно, это чудо, не всегда поддается такому разъятию; оно живет, подобно живому организму, оставаясь образцом высочайшего, можно смело сказать, идеального совпадения содержания и формы, замысла и воплощения.
При одном только упоминании имени Сергея Эйзенштейна сразу возникает в сознании фильм «Броненосец «Потемкин». В лучах бессмертной славы этого произведения как-то меркнут другие работы режиссера, а ведь они столь же замечательны. В них Эйзенштейн опять предстает неутомимым искателем и первопроходцем. К 10-летней годовщине Октября он вместе со своим соавтором и верным соратником Григорием Александровым закончил фильм, который так и назывался — «Октябрь» (совсем недавно эта картина восстановлена и пошла на экранах страны).
В конце тридцатых годов с потрясающим успехом пошел фильм Эйзенштейна «Александр Невский». Картина звучала так современно, так горячо воспринимались зрителями ее идеи и образы, что в дни Отечественной войны фильм вдохновлял народ на подвиги.
Блестящим выражением глубины режиссерских исканий Эйзенштейна стал двухсерийный «Иван Грозный». Картина и поныне восхищает неукротимым накалом страстей, неожиданностью и яркостью мизансцен, полифоническим звучанием. В фильме проявилась превосходная работа режиссера с исполнителями, тонкость в разработке психологически разных, борющихся характеров…
Все, кто хорошо знал Эйзенштейна, с удивлением говорят о его энциклопедичности, необозримой широте интересов. Режиссер, теоретик, писатель… Вот передо мною альбом рисунков Эйзенштейна, сделанных им, когда он работал в Мексике. Хочется привести несколько слов из предисловия Инги Каретниковой к этой книге: «Как-то Давид Альфаро Сикейрос сказал, что Мексика была дважды открыта Европой. Сначала оружием и жестокостью идальго из Эстремадуры, конкистадора Фернандо Кортеса, затем, четыре века спустя, прозрениями творчества гениального советского режиссера Сергея Эйзенштейна…»
Можно ли лучше сказать о горячем сердце основоположника искусства кино, истинного советского художника-интернационалиста?
Николай Громов
Журнал «Огонёк», 1973 г. №6
ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ