Статья к 75-летию советской актрисы Аллы Тарасовой. 6-го февраля 2023-го года мы отмечаем уже 125 лет со дня рождения замечательной советской актрисы.
Праздник в Московском Художественном театре!.. Праздник бесчисленных почитателей несравненного таланта одной из самых прекрасных его актрис — Аллы Тарасовой. И, конечно же, прежде всего праздник самой Аллы Константиновны, чье вдохновенное искусство и более чем полувековое беззаветное служение родному театру, выдающиеся заслуги в развитии всей советской театральной культуры увенчаны ныне высочайшей наградой Родины — званием Героя Социалистического Труда.
А. Тарасова вошла в жизнь не одного поколения зрителей МХАТ; созданные ею образы русских женщин стали неотъемлемой частью духовного богатства народа. С именем Тарасовой навсегда связаны красота души, сила воли, волнующие всплески счастья и горя, надежд и страданий ее героинь.
— На мою долю актрисы,— говорит А. К. Тарасова,— выпала радость сыграть женщин, написанных величайшими русскими художниками — Толстым, Островским, Чеховым, Горьким. Играя их, мне хотелось создать монументальные образы русских женщин, воплотить их нравственную красоту и жертвенную силу.
Это желание Алла Константиновна не просто выполнила, переиграв множество классических ролей. Каждый раз, выходя на сцену либо творя перед кинокамерой, она поистине начинала жить мыслями и чувствами своих героинь: вместе с ними она любила, мечтала, страдала, боролась за счастье, гибла и снова поднималась на борьбу…
Каким же должно быть щедрым и отзывчивым сердце актрисы, сумевшее вместить в себя столько человеческих страстей!
Мужественно надеялась на лучшую долю ее Соня в чеховском «Дяде Ване»; обреченно томилась среди окружающей пошлости актриса Негина в «Талантах и поклонниках». Другая актриса — Татьяна Луговая во «Врагах» Горького — напряженно искала выхода из мрачной действительности, тянулась к другим, лучшим людям… Под стать ей по своим устремлениям и Варвара в «Дачниках»… А вот еще одна горьковская пьеса — «На дне»… Здесь отчаянно рвется к чистой любви и правде Настя, брошенная на самое дно жизни…
Ярким светом озаряла Тарасова судьбу чеховской Маши из «Трех сестер», показывая большую, но не принесшую радости любовь ее к Вершинину… Несчастливой оставалась и Юлия Тугина — такая великодушная и светлая у Тарасовой в «Последней жертве» Островского.
И все это — одна актриса, Тарасова, с ее точеным, одухотворенным лицом, с ее неповторимым, проникающим в душу голосом, с ее захватывающим темпераментом и тонким, поэтическим лиризмом…
Здесь обозначены лишь наиболее значительные вехи сценического пути Аллы Константиновны в русском классическом репертуаре. А ведь еще были у нее такие вершины, такие взлеты жизни человеческого духа и в кино, как трагическая Катерина («Гроза»), исполненная внутреннего благородства и нравственной силы Кручинина («Без вины виноватые»). Кстати, последнюю из этих ролей Тарасова и по сей день играет на сцене Художественного театра.
Блистательно воплотила Тарасова образ Анны Карениной в инсценировке одноименного романа Л. Толстого; поистине невозможно забыть это художническое откровение!.. Мощно, страстно актриса утверждала живые, естественные чувства любящей женщины, матери; передавала силу трагического бунта этой цельной, чистой и честной натуры против лицемерия и грязи великосветской среды.
Но не только классикой славна артистическая судьба Тарасовой. Главенствующую в ее творчестве тему русского женского характера с присущей ему жизненной активностью и волей, нравственной стойкостью, богатством и яркостью чувства она также пронесла и через все образы своих современниц. В их новых социальных чертах, новых великолепных духовных качествах А. Тарасова утверждает яркие приметы сегодняшнего народного характера. Выразительно и сердечно рисует актриса облик героинь, борющихся за построение социализма и коммунизма.
— Их простая и прекрасная жизнь,— говорит Тарасова,— достойна того, чтобы о них говорили громко, во весь голос, хорошими, искренними словами.
Именно так рассказывала актриса о Маше, жене Пеклеванова в «Бронепоезде 14-69» Вс. Иванова, о коммунистке Макаровой в «Страхе» А. Афиногенова, о военвраче Лизе Муравьевой в «Победителях» Б. Чирскова, о матери большой рабочей семьи Софье Кичигиной в пьесе В. Лаврентьева «Чти отца своего»…
Роли… Роли… Роли… Бесконечное человеческое и социальное разнообразие характеров! Оно требует неувядаемой свежести дарования, глубины и отточенности мастерства, неиссякаемого трудолюбия и общественной активности. И все это в полной мере свойственно народной артистке Советского Союза Алле Константиновне Тарасовой.
Товарищ ее по работе в МХАТ Борис Николаевич Ливанов сказал однажды, что художнический облик Тарасовой видится ему ярким примером того, каким должно быть искусство русской советской актрисы, искусство театра реалистического, гражданственного.
Н. Лейкин
Из журнала «Огонёк», 1973-й год №8.
ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ