Эта статья из нашей рубрики “За кадром советского кино”, где мы рассказываем о том, как проходили съемки любимых советских кинофильмов, и что в этот момент происходило на съемочной площадке.
Когда смотришь интересный фильм, особенно из тех, что «старой закалки», то чаще всего настолько погружаешься в сюжет, что уже и не задумываешься о том, как же все это снимали. Эта мысль обычно приходит уже потом, через какое-то время, когда начинаешь осмысливать некоторые особенно острые моменты.
Сегодня предлагаем нашим читателям заглянуть «за кадр» советского вестерна, или по-другому, истерна, который представил собой полноценную и очень динамичную и увлекательную трилогию режиссера Эдмонда Кеосаяна «Неуловимые мстители», премьера которой состоялась 29 апреля 1967-го года.
Сценарий фильма имел рабочее название «Знак четырех» и был написан самим Эдмондом Гарегиновичем совместно с Сергеем Александровичем Ермолинским по мотивам повести Павла Бляхина «Красные дьяволята». Как признавался потом режиссер, для него эта работа имела огромное значение: «Нужно создать наш советский вестерн. Мне захотелось сделать картину, на которую бы тоже выстраивалась очередь… Вестерн как ни один жанр способен заразить аудиторию идеями. Ведь если зритель полюбит героев картины, то он примет на веру все. Любовь к Родине, долг, верность — на экране это не отвлеченные понятия, а живые примеры, которым страстно хочется подражать…».
Подбор актерского состава стал, пожалуй, одном из самых проблемных эпизодов, поскольку главные герои должны были быть не старше 13-15 лет, поэтому актеров искали долго. Только на роль Яшки-цыгана было более восьми тысяч желающих, но в результате состав нашли и утвердили – ими стали Виктор Косых, Василий Васильев, Михаил Метелкин и Валентина Курдюкова.
Еще одной трудностью на пути у создателей трилогии стал… поиск лошадей. Животные требовались обученные и дрессированные, но поскольку в Подмосковье в те годы свирепствовал ящур, то многие звери пострадали, а другие в это время уже старательно «отыгрывали» свои роли в эпопее Сергея Бондарчука «Война и мир».
В итоге лошадей пришлось брать в аренду у московского спортивного общества «Урожай», и с ними было отснято немало опасных сцен. Не обошлось на съемках и без травм, а одна лошадь даже погибла, когда каскадер совершил ошибку в одном из трюков с падением животного, который называют подсечкой.
Пострадал на съемках также и Виктор Косых, аккурат в том эпизоде, где Данька останавливает мчащихся коней. Сам актер рассказывал о случившемся следующее: «Я тогда неудачно выскочил на дорогу, и лошади взяли в сторону. Оглоблей меня сбило с ног, и вся тачанка проехала по мне. Трудно в это сейчас поверить даже мне самому, но тогда я самостоятельно встал на ноги. Ни перелома, все зубы на месте».
В целом же актеры, которым в момент съемок пришлось уехать в Херсонскую область для создания натурных сцен, сохранили в своей памяти массу положительных впечатлений. Вот, например, что рассказывала актриса Валентина Курдюкова, сыгравшая в фильме роль Ксанки: «В свободное время мы ходили в Каховку, где была железнодорожная ветка от винодельческого завода. На ней снимались все эпизоды с поездом. Там были огромные виноградники, где мы играли в войну… Обстановка на съемках была наполнена радостью. Все взахлеб наслаждались чувством лихости от того, что скачешь на лошади, стреляешь… У нас был необыкновенный, буденновской породы, жеребец золотисто-рыжего цвета. И когда Витька с пистолетом соскакивал с лошади и восторженно восклицал: «Я на Дефиксе!» — это было ощущение чего-то счастливого, солнечного, праздничного…».
Очень приятно читать такие воспоминания, ведь порой случается совсем наоборот: фильм рассказывает о тихих-мирных днях, а на съемках в это время творится безумие.
Интересно, что, несмотря на сложности, картину удалось снять в достаточно короткий срок, ведь уже 29 декабря 1966-го года Главное управление художественной кинематографии сказало свое последнее слово о фильме: «По мнению коллегии авторам фильма в целом удалось справиться с задачей. Ключевые эпизоды картины решены динамично, изобретательно, в соответствии с духом избранного авторами жанра. Образы многих основных персонажей, в первую очередь Яшки, Даньки и Валерки, получились в картине достаточно выразительными и живыми».
А какие эпизоды из «Неуловимых мстителей» запомнились вам больше всего?
Светлана Кравцова
ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ