В советскую эпоху было снято множество ярких и самобытных фильмов-сказок, наполненных превосходной актерской игрой, простым, но в то же время увлекательным сюжетом и запоминающимися декорациями. О том, как проходили съемки некоторых из них, мы уже писали в прошлых материалах, а сегодня поговорим о сказочно-былинном художественном фильме режиссера Александра Птушко “Садко”.
Те, кто имел удовольствие посмотреть эту киноленту, снятую в 1952-м году, наверняка отмечали завораживающую красоту и потрясающий воображение масштаб локаций, где происходило действие фильма. Для этого съемочной группе пришлось побывать в самых разных уголках Советского Союза и за его пределами, как например, в Санкт-Петербурге, где на самом берегу Невы были возведены сложные декорации, в полной мере воссоздающие атмосферу Средневековья. К слову, именно здесь снято большое количество массовых сцен, таких как хлебосольные пиры и народные гулянья.
А вот для реализации сказочных морских съемок выбор режиссера пал на Мурманскую область, где самым чудесным образом была снята и передана потрясающая по своему очарованию атмосфера Северного моря. В горах Испании, известными под названием Сьерра-де-Торремолинос, были отработаны сцены с Морской царевной.
Но наиболее культовым местом для съемок фильма “Садко” считается город Киев с его старинными и колоритными площадями и улицами, так хорошо дополняющими приключения главных героев сказки. Здесь особенное внимание Александр Лукич уделил работе на территории старинного монастыря Киево-Печерской лавры, что безусловно помогло придать фильму особенное очарование.
Сказка “Садко”, как многим уже известно, была снята по мотивам русских онежских былин о новгородском торговом человеке Садко. На момент съемок режиссер Александр Птушко уже прославился другими высоко оцененными и в хорошей степени новаторскими работами, такими как «Каменный цветок» и «Новый Гулливер». Однако именно сказку “Садко” в итоге ожидал поистине международный успех — фильм был высоко оценен не только в Советском Союзе, но и за рубежом, куда впоследствии даже приглашали сниматься прославившихся актеров. Так, роль красавицы Любавы сыграла малоизвестная на тот момент актриса Алла Ларионова, и она в результате отказалась сниматься в иностранных киноработах, о чем спустя годы вспоминала: «…вряд ли они сделали бы меня суперзвездой. Скорее всего, я нужна была им как экзотика. По своей натуре, мне кажется, я не была создана для Голливуда…».
Образ главного героя Садко воплотил уже довольно известный к тому моменту советский актер Сергей Столяров, которому на момент съемок было 40 лет. Эта роль также принесла ему мировую славу, а после выхода фильма на экраны актера стали называть не иначе, как настоящим русским сказочным богатырем.
Отдельно хотелось бы рассказать про костюмера Ольгу Кручинину, чей талант воплотился на экране в виде просто потрясающих и атмосферных костюмов. Несмотря на то, что режиссер в своей работе над фильмом опирался на творчество русских художников, таких В. Васнецов и И. Репин, Ольга Кручинина сумела не просто передать весь колорит этих самобытных нарядов, но и привнести в них немалую долю уникальности.
Наверное, многие вспомнят, как необычно и словно даже призрачно мерцали блестящие ткани одеяния Ильмень-царевны, перекрытые тонким шифоном. И ведь заслуга такого необычного эффекта не только в мастерски выставленном освещении, но и в том, как до мельчайших деталей был отработан костюм. Одеяние Птицы Феникс, которую исполнила неподражаемая Л. Вертинская, также было сшито с небывалым профессионализмом. Сама Ольга позднее рассказывала, что при создании костюмов использовала в рисунках одежды византийские традиции.
Как бы не менялись времена, фильм, рассказывающий удивительную историю молодого музыканта Садко, который отправляется в опасное путешествие на море, навсегда останется в истории отечественного кинематографа, как истинный шедевр советского кино.
ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ