Автор рассматривает творческий путь великого актера Г.Ф. Милляра. Особое внимание уделяется его внутреннему миру, особенностям характера, мыслям великого актера.
«От отца я получил склонность к парадоксальному мышлению…»
(Г.Ф. Милляр)
Творческие вехи великого актера
7 ноября исполнилось 120 лет со дня рождения великого актера Георгия Францевича Милляра, который, в основном играл сказочных персонажей или как сам отмечал «представлял нечистую силу в кинематографе». Он играл чертей, кикимор, водяных и был лучшей Бабой Ягой Советского Союза и мечтал о ролях Суворова, Юлия Цезаря и Вольтера. Звание народного артиста ему присвоили только к 85 годам.
Георгий Милляр родился 7 ноября 1903 года в Москве в семье французского инженера Франца де Милье, который приехал в Россию на работу консультировать русских в области строительства мостов. В России его очаровала дочь иркутского золотопромышленника Елизавета Журавлева.
С детства Георгий Милляр собирался стать актером. Его знакомство с театром начиналось с оперы. «Фауста» будущий актер знал наизусть. С детства Георгия Францевича тянуло на стариковские роли.
Он закончил среднюю школу, и переехал в Геленджик, где жили его дедушка и бабушка. В Геленджике подрабатывал бутафором в городском театре. Затем, вернулся в Москву и пошел экзаменоваться в Театр Революции. Как отмечал Г.Ф. Милляр, его приняли из любопытства: «Внешность плохая, голоса нет».
Обучение проходило по учебно-заводской модели. Первый год – участие в массовках, второй – эпизоды, а третий год – небольшие роли.
В 1920 году он получил свою первую роль в 17 лет, исполнив роль Золушки. В тот вечер, ни о чем не подозревающая публика искренне аплодировала Георгию Милляру. После этого дебюта к нему присмотрелись внимательнее и даже стали поручать характерные роли.
При первом знакомстве, преподаватели в Театре революции с настороженностью всматривались в худощавого молодого человека с ужасной дикцией и необычной внешностью. Учителя в театре у Георгия Милляра были хорошие: Сергей Мартинсон, Мария Бабанова и Соломон Михоэлс, буквально притягивали к себе молодежь.
Как выражался Георгий Францевич о своем учителе Сергее Мартинсоне: «Он – эксцентричный актер, и я – эксцентричный актер. Потому и следил за моим ростом».
Рекомендации С. Мартинсона всегда удачно реализовывались Г.Ф. Милляром.
Георгий Милляр становится узнаваемым в театральных кругах Москвы, в особенности, после исполнения роли начальника учебного заведения, бритоголового чиновника в фильме Константина Эггерта «Штурм» (1932).
В 1934 году Милляр снялся в «Марионетках» Якова Протазанова, а в начале сороковых — в фильмах «Сибиряки» и «Мы с Урала» Льва Кулешова.
Вопрос между театром и кино у актера не стоял. Он без колебаний выбрал кинематограф.
Г.Ф. Милляр всегда любил играть пожилых людей. В картине Э.П. Гарина «Обыкновенной чудо» (1964) актер сыграл палача – в котелке, в белых перчатках. В руках у него футляр от валторны, а там — лежал топор. Это роль была его любимой. В палаче была пластическая выразительность.
На самом деле, Г.Ф. Милляр считал, что актеру нужно иметь больше пластической выразительности. Речь идет о неком ритмическом рисунке, который привлекает, заставляет смотреть.
До Александра Роу чудеса на экране реализовывались в виде мультипликации. Великий Роу решил снимать фильм с живыми актерами, и пластичный Г.Ф. Милляр был необходим для подобного эксперимента. С тех пор, началась их многолетняя и плодотворная дружба.
В 16 фильмах своего друга Георгий Милляр сыграл 30 ролей. Всего же в его творческой биографии 80 персонажей. Эти роли особенно запомнились зрителю — Старик и Баба Яга («Василиса Прекрасная»), Кащей («Кащей Бессмертный»), Шут и Колдунья («Новые похождения Кота в сапогах»), Черт («Вечера на хуторе близ Диканьки»), Квак («Марья-искусница»), Церемониймейстер («Королевство кривых зеркал»), Баба Яга («Морозко»), Чудо-Юдо («Варвара-краса, длинная коса»).
Как замечал Г.Ф. Милляр: «Сказка – преимущественно комедия. И большая ошибка думать, что сказка придумана для детей. Сказка – это философское произведение для взрослого зрителя».
В частности, картина «Кащей Бессмертный» (1944) фактически является пародией на картину «Нибелунги» (немецкого режиссера Ф. Ланга, 1924). Как вспоминал Г.Ф. Милляр ему удалось протащить образину Кащея «под Нибелунгов»: «Лошадь меня на себя не сажала, боялась. Пришлось лошадь менять».
Пригодилась и тяга актера к эксцентрике, к воплощению парадоксальных характеров. Премьера фильма «Кащей Бессмертный» состоялась 9 мая 1945 года. Фильм имел успех. Острый политический гротеск был так органично вплетен в ткань русской народной сказки, что зрители во время просмотра, указывая на Кащея, кричали: «Фашист!»
«Станиславского не признаю…»
Г.Ф. Милляр не понимал и не признавал систему Станиславского: «У актера есть два переживания – актеру приятно, когда работа удается, и актеру неприятно, когда работа не удается. И плюньте в глаза тем, кто вам будет рассказывать, что есть какие-то другие эмоции. Это все ерунда. Работать надо. И тогда все получится».
Продолжая мысль актера, систему Станиславского изобрели интеллигентные люди. Она возникла как протест против ложноклассического театра XVIII-XIX веков и переросла в борьбу с театральностью в театре. Тем самым, уничтожая саму природу театра.
Актерская работа — это изобразительное искусство
Г.Ф. Милляр рассматривал актерскую работу, как изобразительное искусство. Актер должен сам себя нарисовать и из себя вылепливать конкретного персонажа.
Бабу-Ягу актер во многом «списал» со своей соседки по коммунальной квартире, которая была зловредной. С одной стороны, Баба-Яга – это фантастическое чудище, а с другой – бытовая, узнаваемая старушка, которая обладает взбалмошным, истерическим характером, переходящая из одной крайности в другую.
В свою очередь, такой персонаж, как Кащей Бессмертный в исполнении Г.Ф. Милляра изображается как некий пангерманизм, то есть не конкретный человек, а некое негативное явление.
Отдельно хотелось бы обратить внимание.
Г.Ф. Милляр имел страсть к словесному хулиганству, за что он сам себя называл «Стариком Похабычем». Например, актера Анатолия Кубацкого, игравшего Панаса в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» (режиссер А.А. Роу, 1961), прозвал Поносом, он то декламировал фривольные стишки, то придумывал такие афоризмы, от которых юные костюмерши заливались краской.
Как выражался актер похабно — это когда подчеркивается с преувеличением. По-хулигански. Похабщина должна быть классической.
Мечта, которая не сбылась и критерии таланта
Талант Георгия Милляра использовался режиссерами в кино однобоко. Либо в сказках в образах нечистой силы, либо в эпизодических комедийных ролях.
Он любил повторять: «Актер — это кладбище несыгранных образов». Г.Ф. Милляр мечтал сыграть три исторические роли: Суворова, Юлия Цезаря и Вольтера. Как замечал сам актер: «Суворов – это целое собрание исторических анекдотов. Очень хулиганистый был старик». К сожалению, его мечтам не суждено было сбыться.
Талант актер определял как немножко ума, немножко вкуса и огромное терпение. В таком случае, получится актер. Другими словами, речь идет о совпадении качеств. Когда внешность, голос и еще иные свойства совпадают – сходятся в одной точке.
О себе он говорил, что француза отца получил склонность к парадоксальному мышлению. Особое амплуа – это эксцентризм (мышление образами), поскольку эксцентрик думает необычными образами.
Самым ужасным свойством в человеке он считал ханжество – страшнее всех пороков.
Актер не считал себя интеллигентом. Как выражался Георгий Францевич: «Боже сохрани! Я занимаюсь грязным, потным, физическим трудом. Если у меня руки недостаточно трудовые, то у меня еще и ноги трудовые… У меня натруженная глотка и очень мозолистое лицо».
Георгий Милляр умер 4 июня 1993 года — чуть-чуть не дожив до своего 90-летия. Ни дачи, ни персональной машины артист так и не заработал, официально стал народным лишь в 85 лет.
Закончить хотелось стихотворением великого Г.Ф. Милляра:
«Судьба киношников хранила
Во все лихие времена.
И на страницах «Крокодила»
Напишут наши имена».
Литература:
1. Георгий Милляр — главный Кащей страны, который не был бессмертным // URL: https://ria.ru/20081107/154611651.html (дата обращения: 07.11.2023).
2. Гавриков И. «Царь горох, Баба-Яга и другие» // «Советский экран». – 1989. — № 2. – С. 12-13.
3. Милляр Г. Старики: из коллекции М. Голдовской / Г. Милляр // Искусство кино. — 1995. — №11. — C. 180-185.
Луценко Сергей Иванович, аналитик Института экономических стратегий ООН РАН, член Экспертного совета Государственной Думы ФС РФ, соавтор документа «Стратегия национальной безопасности», адрес электронной почты: scorp04111978@mail.ru
Предлагаем вашему вниманию статью Сергея Луценко о советском актере Леониде Оболенском на сайте NashTeatr.com
ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ