Неповторимый стиль и аристократизм Владислава Стржельчика

В представленной статье автор попытался показать стиль и манеру игры В.И. Стржельчика. Его аристократичность выражалась через перевоплощение, с учетом элементов внутренней и внешней актерской выразительности.

«Я оптимист и надеюсь, что мне удастся еще встретиться с такой ролью, которая будет для меня совершенно неожиданной в этом плане…»
(В.И. Стржельчик)

Творческие вехи актера

Владислав Игнатьевич Стржельчик родился 31 января 1921 года в Петрограде (ныне — Санкт-Петербург​). Его отец Игнатий Стржельчик был поляком. В Петроград он переехал  во время Первой мировой войны, где  работал инженером. Мать была сотрудницей Эрмитажа​ — смотрительницей одного из залов.

С детства будущий актер интересовался искусством. Родители водили его в театры и музеи. Вместе с отцом и братом Стржельчик часто посещал католическую кирху.

В школе Владислав Стржельчик учился хорошо. В свободное время он посещал драмкружок, играл в постановках. В старших классах Стржельчик решил стать актером. По окончанию школы, в 1938 году, он поступил в театральную студию при Большом драматическом театре​, главным режиссером которого был великий Борис Бабочкин.

На первом курсе Стржельчик попал во вспомогательную труппу театра. Он играл небольшие роли и появлялся в массовке.

В 1940 году из студии Стржельчику пришлось уйти. Он был призван на фронт. Стржельчик участвовал в Советско-финской, а затем в Великой Отечественной войне​.

Выступление на импровизированной сцене — лесной поляне. В.И. Стржельчик справа. 1941-1942

За участие в боях Владислав Стржельчик получил медали «За оборону Ленинграда», «За боевые заслуги» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов».

После окончания Великой Отечественной войны, актер вернулся в студию при Большом драматическом театре и окончил ее в 1947 году. Затем, он был переведен из вспомогательной труппы в основную.

Первой удачей актера, вызвавшей к себе серьезный интерес, был образ Цыганова в горьковских «Варварах», поставленных Г. Товстоноговым на сцене БДТ в 1959 году.

В спектакле Варвары, БДТ

Владислав Игнатьевич Стржельчик обладал всем комплексом актерской выразительности, с ярко выраженными темами человеческого благородства и самоотверженности во имя любви, дружбы, служения идеалу. Он установил в кинематографе высокий нравственный потенциал в качестве нормы.

Аристократизм Стржельчика

Яркая актерская индивидуальность, помноженная на «свою» тему, определяет особое качество, природу актера у зрителя. Его образы каждый раз новые, незнакомые зрителю.

Владислав Стржельчик обладал качеством достаточно редким на сцене – аристократизмом. Данное качество сыграть нельзя.

Его крупная фигура, живописная внешность, жесты плавные, картинные; глубокие и переливающиеся, как бы «поющие» тона речи, вся его цветущая декоративность в стиле коринфской капители, заявляет торжественно и громогласно о своей принадлежности к миру кулис.

Актер верит в магию сцены. На самом деле, он — рыцарь актерского ордена. Чуть-чуть надменный, горделивый от сознания своей «избранности» и «посвященности» в таинство театра. Литургия театра наложила неизгладимую печать на его черты. Вкус к эффектности, к позе в Стржельчике весьма привлекателен.

Стржельчик фетишизирует, отрабатывая, шлифуя, тона своего голоса, повадки, позы, как фетишизирует музыку слов поэт, описанный Доде. Он сообщает взглядам красноречивость, а интонациям — рельефную выпуклость, осязаемость конкретных форм. Можно заключить, что смысл создаваемого им образа раскрывается не в словах, не в действиях, не в поступках, а в переливах звуков, в поворотах головы, поклонах, жестах — пластике движений, каждое из которых не существует самостоятельно, отдельно, а составляет некое струящееся, сверкающее и поющее единство.

Три сестры — Т. Доронина и В. Стржельчик

Он являлся актером яркого перевоплощения, глубинного проникновения в существо изображаемого характера, мастер тонких деталей и масштабных преображений. Примером такого перевоплощения могут служить следующие театральные работы: Цыганов («Варвары», 1959), Он («Четвертый», 1961), Кулыгин («Три сестры», 1965) и другие.

Стремление к философским обобщениям через абсолютную конкретность является особенностью Владислава Стржельчика.

В Наполеоне в фильме С.Ф. Бондарчука «Война и мир» (1965-1967) меньше всего обращаешь внимание на портретное сходство, поскольку оно является несущественным. Кажется, что в самой позе актера выразилось недоумение, которое прозвучало в его голосе, когда он стоял на подступах к Москве.

Владислав Стржельчик — Наполеон, Война и мир

Именно в единстве две образные категории дают результат.

Другим примером яркого такого результата стала роль генерала Ковалевского в фильме режиссера Е.И. Ташкова «Адъютант его превосходительства» (1969).

Генерал Ковалевский в исполнении Стржельчика – солдат в самом высоком и благородном значении этого слова. Он – человек, который предан идее, за которую борется. Потомственный дворянин, Ковалевский служит монархии верой и правдой. В его неторопливой деловитости, негромкой категоричности решений, немногословности — усматривается человек, знающий свое дело.

Владислав Стржельчик и Юрий Соломин в советском сериале Адъютант его превосходительства

Николай Рубинштейн в фильме режиссера И.В. Таланкина «Чайковский» (1969) еще одна значимая и успешная роль Владислава Стржельчика в кино.

В противоречивой фигуре Рубинштейна актер смог передать образ художника, который чувствовал новые веяния эпохи.

Успех работ Стржельчика заключается в том, что в ролях Ковалевского и Рубинштейна он получил свой материал, который позволил проявить себя художником, способным к масштабным обобщениям с позиций современности. Искусство паузы, подтекста слова, пластической точности, идеального перевоплощения – в каждом из них актер достиг филигранной точности, когда мастерство уже не обращает на себя специального внимания, а воспринимается само собой разумеющееся. Такая простота сродни легкости пианиста-виртуоза.

Интересным представляется образ лукавого гедониста лейб-медика Лестока, который исполнил Владислав Стржельчик в многосерийном фильме режиссера С.С. Дружининой «Гардемарины, вперед» (1987).

Владислав Стржельчик в роли Лестока в Гардемаринах

Будучи сам по происхождению польским дворянином актер смог с филигранной точности уловить аристократический дух Лестока в сочетании с любовью к комфорту, роскоши и наслаждениям. Стржельчик смог прекрасно выразить человеческую природу Лестока своей актерской игрой, с изящностью, пластичность и манерой излагать свои мысли.
На самом деле, аристократичность Стржельчика выражалась через перевоплощение как процесса, в котором участвуют все элементы внутренней и внешней актерской выразительности. Другими словами, новому внутреннему строю человека на сцене или киноэкране у него новый соответствующий внешний облик, новая пластика, новая манера говорить.

Стржельчик – это явление

Владислав Игнатьевич словно говорит: «Человек — нечто большее, нежели действующий в рамках заданного сюжета характер. Человек — океан разнообразнейших, порой взаимоисключающих возможностей».

Рассматривая творческие вехи актера, необходимо обратить внимание на такую особенность его образов, как момент зависимости человека от среды, от общепринятого образа жизни, от некой идеи или некоего канона. Стржельчик прекрасно играет драму обусловленности человека кем-то или чем-то, драму внутренней несвободы. Он чувствует зависимость человека в его повседневной жизни от множества факторов, больших и малых. Стржельчик стремится разомкнуть границы человеческой личности. Он придает колоссальное значение театрализации жизни. Человек «проигрывает» в своем воображении мириады ситуаций, положений, оттенков чувств, для полной реализации которых никогда не хватило бы одного человеческого века.

Владислав Стржельчик на советской открытке 1979-го года — больше открыток смотрите у нас на сайте — postcardsmuseum.com

В 1974 году за роли в театре и кино Стржельчик получил звание народного артиста СССР.

Умер Владислав Стржельчик 11 сентября 1995 года. Похоронили актера на Литераторских мостках Волковского кладбища в Санкт-Петербурге.

Литература:

Владислав Стржельчик // https://www.culture.ru/persons/8794/vladislav-strzhelchik?ysclid=lp1511i9nr807493740 (дата обращения: 16.11.2023).
Забозлаева Т.Б. Владислав Стржельчик / Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии. – Л.: Искусство. 1979. 192 с.
Рыжова В. Владислав Стржельчик // Актеры советского кино. – Вып. 9. – М.: Искусство. 1973. С. 268-283.

Луценко Сергей Иванович, аналитик Института экономических стратегий ООН РАН, член Экспертного совета Государственной Думы ФС РФ, соавтор документа «Стратегия национальной безопасности», адрес электронной почты: scorp04111978@mail.ru

 

Предлагаем вашему вниманию статью Сергея Луценко о советском актере Леониде Оболенском на сайте NashTeatr.com

ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ



КОММЕНТАРИИ



Посмотрите ещё:

Как снимали добрый и лучезарный советский фильм «Я шагаю по Москве»?
03.01.2024 - день памяти Александра Абдулова, 16 лет назад его не стало
Сергей Филиппов - гений эксцентрики
Эмилия Мильтон – недооцененная великая актриса своей эпохи
«У нас гости!», или случай из жизни Аркадия Райкина
22.12.2023 - 90 лет со дня рождения Маргариты Александровны Эскиной
Неизбывная сердечность (статья 1973 г. об Алле Тарасовой)
Советский Чарли Чаплин – Борислав Брондуков
Савелий Крамаров - забавный случай из детства
03.01.2024 - день памяти актера Максима Штрауха, 50 лет со дня смерти
Инна Ульянова – вакханка и пуританка одновременно
Евгения Ханаева – актриса, которая покоряла своей самобытностью
Внутренний мир Георгия Милляра
24.12.2023 - день рождения Леонида Филатова (1946 г.)
23.12.2023 - день рождения актера Льва Дурова (1931)
Зиновий Гердт: самобытный и чудаковатый кукольник
24.12.2023 - 87 лет со дня рождения актера Анатолия Равиковича
Юрий Никулин. 3 смешных историй из жизни любимого артиста
21.12.2023 - день рождения актрисы Ольги Аросевой (1925 г.)
02.01.2024 - три года назад не стало Владимира Коренева
Проснись и пой! - спектакль театра Сатиры (видео 1974 г. и аудио 1970 г.)