Вспоминаем мультфильм советского режиссера-мультипликатора Бориса Степанцева «Щелкунчик»

Эта статья из нашей рубрики “За кадром советского кино”, где мы рассказываем о том, как проходили съемки любимых советских кинофильмов, и что в этот момент происходило на съемочной площадке.

Уже совсем скоро по-королевски снежная зима вступит в свои законные права, принеся с собою долгожданные и поистине волшебные новогодние праздники. И усилить эффект новогоднего настроения поможет несравненная сказка Гофмана, известная как “Щелкунчик”, и сегодня мы поговорим об ее знаменитой экранизации.

С момента своего выхода на большие экраны, который состоялся в 1973 году, мультфильм советского режиссера-мультипликатора Бориса Степанцева «Щелкунчик» завоевал множество сердец. Многие считают его лучшей экранизацией так полюбившейся всем сказки, хотя в мультфильме нет ни одного произнесенного слова — только изысканная музыка Петра Ильича Чайковского. 

«Сказка не всегда рассказывается словами, иногда она рассказывается музыкой. Это так здорово!» — справедливо подметила на этот счет режиссер-аниматор Татьяна Ильина. 

На сегодня именно эта версия мультфильма считается самой уникальной, ведь для его создания были применены инновационные на тот момент эффекты, которые больше никто не смог повторить в мультипликации.

Для Бориса Степанцева было принципиально важным сделать этот мультфильм непохожим на одноименный балет П. И. Чайковского, да и от самого канона он значительно отличается. А для воплощения своих идей режиссер объединил свои усилия с телевизионным оператором Яном Топпером, специализирующийся на комбинированных съемках. “Он-то и предложил необычное визуальное решение: на рисованный изобразительный ряд наложить снятые кадры ёлочных игрушек и украшений” — рассказывал впоследствии Сергей Капков, главный редактор киностудии «Союзмультфильм».

А Татьяна Ильина приоткрыла завесу тайны самого процесса: “Этот прием называется «прожог». В черном крафте делаются дырочки, а снизу стоит большая световая пушка, пускающая яркие лучи, которые не создашь никаким рисованным способом. Эти лучи идут через световые фильтры. Именно таким образом создаются все эти звезды, картины и необыкновенные превращения”.

Для создания красивого танца главной героини мультфильма на киностудию «Союзмультфильм» пригласили специалиста по танцам Марину Восканьянц. Именно ей принадлежит идея, что сперва героиня будет под звуки скрипки подметать пол метлой, а затем эта метла пригласит ее на танец. И вот тогда польется музыка, под которую они начнут танцевать уже вместе.

«Щелкунчик» Степанцева имеет множество отличий от оригинала: он лишен взрослых героев, а оловянных солдатиков заменили елочные игрушки. У Мышиного короля три головы вместо семи, а главная героиня — не дочь хозяев дома, а служанка, схожая с Золушкой. И, тем не менее, этот вариант безумно интересно и приятно смотреть всей семьей, особенно, будучи в предвкушении таких ярких зимних праздников.

ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ



КОММЕНТАРИИ