Сергей Филиппов — гений эксцентрики

В основе статьи лежит исследование творчества мастера эксцентрики – Сергея Филиппова (*).

В современном отечественном кинематографе нет актера, который смог бы передать в комплексе психологическое состояние с помощью мимических реплик на словесный язык.

Актуальность исследования комика Сергея Филиппова, позволит молодым актерам найти свой образ в комедийном жанре, идентифицировать отдельные приемы и детали.

Формула успеха Сергея Филиппова была связана с тем, что сатира должна быть действенной и иметь общественный смысл, а объект сатиры – быть узнаваемым.

Великий мастер не пользовался застывшей маской и не повторял технику известных комиков, он выразителен и смешон.

Филиппов, смешон своей интонацией, эпитетами.

Юмор Сергея Филиппова глубоко психологичен и человечен в отличие от иных комических актеров, которые строят свой юмор на формальных приемах.

Максимальная нагрузка у него падает на мимику и пластику.

Его лицо способно передать такую вязь психологических состояния, что она может быть безошибочно и точно переведена с языка мимических реплик на словесный язык.

Сергей Филиппов владел комедийным даром.

Во время репетиций смешное возникало у него естественно и органично.

Он умел импровизировать, находить свежие и точные детали, трюки и комедийные приемы.

В свою очередь, инструментарий Сергея Филиппова в отношении выражения комических сцен в эпизодических ролях богат и разнообразен.

Но значительная роль отводится мимике и жесту.

Водевиль с сатирическими, а порой гротесковыми красками – это стихия, в которой Сергей Николаевич чувствует себя органично.

Наивность, искренность не препятствует ему проявлять острые сатирические приемы.

Современный комик должен понимать природу юмора и умение выразить его с использованием выразительных средств (мимики, жестов).

Органичное проникновение в образ, с учетом гротескного рисунка роли эмоциональности и динамичности действий.

Составляющие успеха великого Филиппова

В основе представленной статьи лежит исследование творчества мастера эксцентрики – Сергея Филиппова, которому 24 июня 2022 года исполнилось 110 лет со дня рождения. Филиппов начинал свою работу в кино со второй половины 30-х гг. XX столетия в сложных условиях. Когда имели место нападки на сатиру со стороны власти. Тем не менее, до войны имелись интересные опыты в области эксцентрической . В современном отечественном кинематографе отсутствует актер, способный передать взаимосвязь психологического состояния с помощью мимических реплик на словесный язык. Актуальность исследования такого мастера, как С.Н. Филиппов, позволит начинающим актерам найти свой образ в комедийном жанре, идентифицировать отдельные приемы и детали.

В российском киноведении актуальным остается проблема исследования жанров киноискусства. В представленной работе рассматриваются принципы построения комедии с помощью яркого представителя эксцентрики Сергея Николаевича Филиппова.

Пионером советской комедии можно смело назвать Григория Александрова, фильмы которого обновили жанровую традицию в отечественном кино. Именно Григорий Александров впервые обратил внимание на индивидуальные приёмы актеров, что впоследствии так мастерски воплотил на экране С.Н. Филиппов.

Как отмечает Туева [4] Григорий Александров, один из успешнейших комедиографов своей эпохи. Об этом свидетельствуют истории создания его фильмов, в частности, впервые рассмотренная проблема построения финалов и кульминаций в них.

Ему удалось создать самобытный жанр советского кино — «Музыкальная комедия Александрова» — это название нового жанрового образования, не являющегося ни мюзиклом, ни комедией с иллюстративной музыкой.

В основе представленной статьи лежит аналитический и проблемный подход. Автор предпринял попытку выявить специфику игры яркого комедийного актера – С.Н. Филиппова.

Необходимо отметить, что фундаментальных трудов, посвященных жанрам кино вообще или кинокомедии в частности, к сожалению очень мало.

В частности, в работе Арнольди [1], рассматриваются отдельные приёмы комических фильмом, в основном американских.

В другой работе Юренева [7] дано описание особенностей комедий разных исторических периодов. Разбираются достоинства и недостатки лент Григория Александрова, анализируется драматургия фильмов, характер комедийного конфликта, актёрские работы.

В представленной работе попытаемся проследить и сформулировать особенности и почерк С.Н. Филиппова на примерах лент с его участием.

к/ф «Приключения Корзинкиной»

В одной из первых своих работ «Приключения Корзинкиной» (1941, режиссера К. Минца), Сергей Николаевич сыграл очень ярко «чтеца во фраке». В эпизоде фильма проявилась склонность актера к острым комедийным приемам, гротеску, шаржу и буффонаде. Актеру была предоставлена свобода, которой он воспользовался и достиг необычного эффекта комика. Комизм эпизода был выстроен на нелепом поведении, противоречившем здравому смыслу поведении чтеца. Более того, комизм сопровождался мимикой и жестами. Тем самым, каскад мимических трюков вызывал у зрителя гомерический хохот. Небольшая роль актера в этой работе открыла двери в мир комедийных ролей в кино.

В другой работе бессловесного Гаврилы в спектакле Г.А. Товстоногова «Помпадуры и помпадурши» — камердинера, нового помпадура, Филиппов смог раскрыть с блеском. Гаврила циничен и развращен средой подхалимов, взяточников и мошенников, которые окружают помпадура. Камердинер быстрее, чем хозяин, оценивает выгоду от нового назначения. Гаврила в исполнении Сергея Николаевича яркий и заостренный портрет в галерее помпадуров и их приспособленцев, созданных М.Е. Салтыковым-Щедриным.
Кинорежиссер Надежда Кошеверова, у которой Филиппов снимался, неоднократно отмечала, что он поражал ее своей самобытностью и индивидуальностью. Странное сочетание внешней уродливости и обаяния привлекало к нему внимание [6]. Он находил яркие, броские и очень смешные детали, при этом никогда не стремился смешить. Роли Сергей Филиппов исполнял добросовестно и наслаждался чувством удовлетворения. Его переполнял творческий восторг.

Маэстро гротеска

Выразительность комедийных приемов, точные жесты, эффектная подача алогичных поступков – все это составляющие, которым Филиппов научился и у великого режиссера Н.П. Акимова в Театре комедии. Сергей Николаевич нащупал особенности актерской профессии, находя благо то, что ему казалось «безобразием». Не все люди являются красавцами. Есть и гадкие типы, трусы, жулики, то есть, одним словом «враги». Искусство не может их игнорировать, оно будет с ними бороться. И у актера, Филиппова, хватит на исполнение подобных субъектов сатирических красок.

В 1937 году состоялся дебют актера в фильме о гражданской войне «Падение Кимас-озера» («За Советскую родину», режиссеры Р. Музыкант и Ю. Музыкант). В основе фильма – военная операция – лыжный рейд в глубокий тыл белофиннов бойцов Красной Армии. В роли финна-шюцкоровца дебютировал Сергей Николаевич Филиппов. Дебют в эпизоде оказался успешным. Ему понравилось, что все было сделано по-настоящему без театральной условности. Смелый и выносливый, он падал в ледяную воду и получал величайшее наслаждение. Постигая особенности киноискусства, усваивая технику киносъемки Филиппов, поражался масштабом и неограниченными возможностями в кино. Он ни на кого не был похож и никому не подражал. Сергей Николаевич не пользовался застывшей маской и не повторял технику известных комиков, он выразителен и смешон. Актер, Филиппов, смешон своей интонацией, эпитетами, лексическими приемами. Актерское своеобразие привлекало к нему режиссеров и зрителей.

к/ф «Новые похождения Швейка»

Великий режиссер С. Юткевич в 1943 году приступил к созданию фильма «Новые похождения Швейка». На роль ефрейтора Шпукке, он пригласил Филиппова. Режиссер разрешал актеру импровизировать. Филиппов использовал рискованные трюки и ему не препятствовал общий стиль буффонады в фильме. Самодовольная тупость гитлеровского солдафона, была доведена актером до предела. Причем, во время репетиций Сергей Николаевич так увлекался, что сдержать его артистический темперамент было невозможно. Роль ефрейтора Шпукке закрепила за актером репутацию комика.

к/ф «Здравствуй Москва»

В другом фильме С. Юткевича 1945 «Здравствуй, Москва», Филиппов сыграл баяниста Брыкина. Персонаж баяниста — жулика и пьяницы, исполнителя на баяне русских народных песен, отвратителен. Он не стеснялся брать с детей деньги за прокат баяна, к тому же украденного. Зритель испытывает непреодолимое желание расправиться с Брыкиным.Сергей Филиппов смог поднять планку исполнения в эпизоде на большую высоту.

к/ф «Карнавальная ночь»

В фильме Э.А. Рязанова «Карнавальная ночь» (1956) роль лектора приобрела выразительную силу и большое эмоциональное воздействие. Он появляется в клубе, высокий, старомодный как будто вынутый из нафталина, в пенсне, с бородкой клинышком и неизменным портфелем, и выглядит достаточно комично на фоне веселой и празднично одетой публики. За несколько появлений на экране Сергей Филиппов успевает передать быструю смену переживаний и состояний своего героя-лектора.

к/ф «Шофер поневоле»

Интересным представляется и роль шофера И.П. Саврасова в картине «Шофер поневоле» (1958, режиссера Н.Н. Кошеверовой). Саврасов в дороге заболевает и попадает в больницу. Его принимают за начальника главка и окружают вниманием. Ему приходиться пить лекарства вперемешку с коньяком, менять позы, корчась от боли (приступа радикулита) и флиртовать с медицинской сестрой.

Пожалуй, еще одной из ярких работ стала роль Казимира Алмазова в фильме Н. Кошеверовой и А. Ивановского «Укротительница тигров». Роль Алмазова предоставила широкую дискрецию для сатирического обличения спесивой знаменитости, которая противопоставила себя коллективу. Казимир Алмазов – самовлюбленный дурак, подчеркивающий свое превосходство над другими. Данный персонаж страшен не сам по себе, а пока ему нет замены, и пока за его спиной находятся тигры. Убери их и Алмазов потеряет свою ценность. А пока он торжествует: «Алмазов это имя, касса, сборы!». Сознание незаменимости породило в Алмазове хамство и грубость. Он действует на людей, как на зверей, криками и с помощью насмешек. В роли Алмазова у актера Филиппова проявляются такие дарования, как сатирическая заостренность приемов, острота характеристики, беспощадность обличения, доходящая то гротеска, идеальная пластика и выразительность внешнего рисунка [6].

к/ф «Укротительница тигров»

Филиппов исполнял сцены, связанные с флиртом, в пародийном, ироническом ключе, высмеивая мещанские иллюзию о семейном счастье. Актер смело поставил сатире внешние данные, которые позволяли ему играть образы различного рода проходимцев. Инструментарий Сергея Николаевича в отношении выражения комических сцен в эпизодических ролях богат и разнообразен. Значительную роль при изображении своих персонажей комик отводил мимике и жесту. Поскольку, в короткой сцене с небольшим текстом необходимо успеть создать у зрителя представление о персонаже, его прошлом и будущем. Причем, Филиппов не признавал неоправданных, частых движений и называл это «рубить лозу» [6]. Маэстро гротеска работал часами, отрабатывая тот или иной жест, мимику, обращая внимание на каждую деталь образа.

Как отмечал великий режиссер Н.П. Акимов: «Самое ценное в Филиппове глубокая человечность, несмотря на резкие краски». В этом причина любви к нему зрителей и его огромной популярности. Ведь зрители легче всего удерживают свое внимание на психологической расшифровке образа. Юмор Сергея Филиппова глубоко психологичен и человечен в отличие от иных комических актеров, которые строят свой юмор на формальных приемах. Так как, голосовые данные Филиппова недостаточно развиты, то максимальная нагрузка у него падает на мимику и пластику. Его лицо способно передать такую вязь психологических состояния, что она может быть безошибочно и точно переведена с языка мимических реплик на словесный язык. Филиппов глубоко реалистический актер и его гротеск отнюдь не является антиподом реализма» [6]. Сергей Филиппов владел комедийным даром. Во время репетиций смешное возникало у него естественно и органично. Он умел импровизировать, находить свежие и точные детали, трюки и комедийные приемы. Даже в одной из последней своей роли пациента профессора Преображенского в фильме В.В. Бортко «Собачье сердце» прослеживаются яркая мимика и жесты великого Филиппова. В своем рассказе о любовных похождениях профессору, пациент несколько раз фиксирует внимание Преображенского с помощью пластики и рук. Как гласит латинская поговорка: «Смеясь, он исправляет нравы».

к/ф «Собачье сердце»

Филиппов соглашался с великим К.С. Станиславским, что нет маленьких ролей, есть маленькие актеры. Сила сатиры им реализована в кино мастерски. Его герои показаны в резких сатирических красках, жалки и невежественны. Водевиль с сатирическими, а порой гротесковыми красками – это стихия, в которой Сергей Николаевич чувствует себя органично. Наивность, искренность не препятствует ему проявлять острые сатирические приемы. Когда редакции журнала «Крокодил» необходимо было изобразить в карикатуре изворотливость западных дипломатов, она обращалась именно к артисту Филиппову. Поскольку, живая карикатура получалась настолько выразительной, острой и злой, что не требовала иных комментариев. Формулой успеха Сергея Филиппова выражалась в том, что сатира должна быть действенной и иметь общественный смысл, а объект сатиры – быть узнаваемым. Как замечал сам великий актер, что к роли необходимо подходить с социальной точки зрения.

Заключение

Представленная статья позволяет сделать вывод, что Сергею Николаевичу Филиппову мастерски удалось выполнить свою миссию в кино. Данная работа может быть актуальная не только для киноведения, но и для тех, кто будет снимать кино. Поскольку, практические приемы, найденные Филипповым позволяют выделить четкий рисунок образов, психологически достоверное существование актёра в комедийном жанре. Сергей Николаевич Филиппов мастерски выполнил свою миссию в кино. Замечательные работы в кино и театре можно смело причислить к достоянию России. На самом деле, Сергей Филиппов раскрывает благодаря своим ролям четкий рисунок и гротеск. В основе его замысла лежит гамма психологических переживаний, точных и абсолютно понятных зрителю. Когда актер снимался в фильме режиссера В. Сухобокова «Ночной патруль» в роли завмага Ползикова, особое значение он отводил психологическим особенностям. Филиппов присутствовал на допросах вороватых дельцов, как его персонаж. Затем он смог передать на экране постоянный, панический страх Ползикова перед правосудием. Как отмечала актриса И.И. Ульянова: «Филиппов был актером с богатой фантазией. Двигался он божественно. Репетировал очень смешно» [5]. На сегодняшний день, в основе образа комедийного актера лежит понимание самой природы юмора и умение профессионально использовать выразительные средства (мимику, жесты). Прежде всего, речь идет об органичном проникновении в образ, с учетом гротескного рисунка роли эмоциональности и динамичности действий.

* Исследование, по материалам которого написана настоящая статья, удостоено благодарности со стороны Первого заместителя Председателя Комитета Государственной Думы по культуре Драпеко Е.Г.

Литература
1. Арнольди Э.М. Комическое в кино. Москва; Ленинград: Кинопечать, 1928. 30 с.
2. Капков С. В. Короли комедии. Москва: Алгоритм, 2003. 400 с.
3. Раззаков Ф.И. Как уходили кумиры. Москва: Эксмо, 2006. 670 с.
4. Туева В.В. Обновление жанровой традиции в советском кинематографе 30-Х-40-Х годов (Феномен музыкальной комедии Григория Александрова). Автореферат диссертации на соискание ученой степени. Москва: ВГИК имени С.А. Герасимова, 2009. 29 с.
5. Филиппов Ю., Гринвич Т. Сергей Филиппов. Есть ли жизнь на Марсе… Москва: Эксмо, 2009. 433 с.
6. Шувалова М. А. Сергей Филиппов. Ленинград: «Искусство», 1962. 126 с.
7. Юренев Р.Н. Советская комедия. Москва: «Наука», 1964. 538 с.
8. Austerlitz S. Another Fine Mess: A History of American Film Comedy. Chicago Review Press, 2010. 528 p.
9. Meade M. Buster Keaton: Cut To The Chase. Boston: Da Capo Press, 1997. 464 p.

, аналитик Института экономических стратегий ООН РАН, член Экспертного совета Государственной Думы ФС РФ, соавтор документа «Стратегия национальной безопасности», адрес электронной почты: scorp04111978@mail.ru

Предлагаем вашему вниманию статью Сергея Луценко о советском актере Леониде Оболенском на сайте NashTeatr.com

ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ



КОММЕНТАРИИ



Посмотрите ещё:

Как снимали добрый и лучезарный советский фильм «Я шагаю по Москве»?
Инна Ульянова – вакханка и пуританка одновременно
03.01.2024 - день памяти актера Максима Штрауха, 50 лет со дня смерти
21.12.2023 - день рождения советской актрисы Зои Фёдоровой (1907 г.)
«Золушка» - как снимали знаменитую сказку
Неповторимый стиль и аристократизм Владислава Стржельчика
«Серебряные струны»: история Василия Андреева в замечательном советском фильме
24.12.2023 - день рождения Леонида Филатова (1946 г.)
23.12.2023 - день рождения актера Льва Дурова (1931)
23.12.2023 - день рождения актрисы Натальи Фатеевой (1934 г.)
Заглянем в «закулисье», или как снимали фильм «Неуловимые мстители»
02.01.2024 - три года назад не стало Владимира Коренева
03.01.2024 - день памяти Александра Абдулова, 16 лет назад его не стало
Зиновий Гердт: самобытный и чудаковатый кукольник
Былинная сказка "Садко" с ее живописными пейзажами и колоритными костюмами
Советский Чарли Чаплин – Борислав Брондуков
«Пес Барбос и необычный кросс». Как родилась легендарная тройка
«У нас гости!», или случай из жизни Аркадия Райкина
Интересные подробности со съемок фильма «Человек с бульвара Капуцинов»
Внутренний мир Георгия Милляра
Советско-финская комедия "За спичками" (12+), как лекарство для хорошего настроения
Рассказываем про непростые съемки советского фильма "А зори здесь тихие"
24.12.2023 - 87 лет со дня рождения актера Анатолия Равиковича
Эмилия Мильтон – недооцененная великая актриса своей эпохи
21.12.2023 - день рождения актрисы Ольги Аросевой (1925 г.)
21.12.2023 - день рождения советского драматурга и журналиста Всеволода Вишневского (1900 г.)
Савелий Крамаров - забавный случай из детства
02.01.2024 - 102 года со дня рождения Евгении Ханаевой
Советский фильм "Зоя" на обложке французского журнала
Любопытные факты и интересные подробности о съемках фильма «Королевство кривых зеркал»