Автор рассматривает этапы творческой жизни Эмилии Мильтон: ее характерный почерк, характер, манеры. Диапазон актрисы был настолько широким и включал самые разные оттенки: от юмора до глубочайшего трагизма.
«Как каждому человеку нужно в жизни своей посадить хотя бы одно деревце, так и актеру — оставить память о себе, даже не образом в спектакле, а строками стихов, песни…»
(Э.Д. Мильтон)
Творческие ступени актрисы
Эмилия Давыдовна Мильтон родилась 15 мая 1902, в Умани Киевской губернии Российской империи в семье провизора и домохозяйки.
В 1909 году семья Мильтон переехала в Одессу, где будущая актриса поступила в казенную гимназию и в 1919 году ее окончила. Весной 1918 года, еще получая образование в гимназии, одновременно начала учиться в драматической школе при театральной студии Губнаробраза под руководством А. И. Адашева, которую закончила в 1920 году.
Она участвовала в создании в Одессе театра «Массодрам» («Мастерская социальной драматургии»), на сцене которого сыграла Доримену в «Мещанине во дворянстве», Арлекин в «Турандот», Луизу в «Пире во время чумы».
В 1921 году была приглашена в Одесский театр «Красный факел», где прослужила до 1933 года.
Она боготворила театр. Эффектная, стройная женщина, она буквально электризовала публику страстной мелодекламацией на революционную тематику, а мгновение спустя, с удовольствием изображала за кулисами завывание ветра. Эмилии Давыдовне были подвластны самые разные краски: и лирика, и юмор, и глубочайший трагизм.
Актриса произносила свою фамилию на французский манер с ударением на последний слог – МильтОн.
В 1933 году ее пригласили в Саратовский театр имени Карла Маркса, затем, в 1934 году, в Харьковский русский драматический театр, где работала до 1938 года. В 1938 году переехала в Киев и стала актрисой Киевского русского драматического театра имени Леси Украинки.
В 1941 году работала над ролью баронессы Штраль в «Маскараде». Репетиции были приостановлены, началась война. 5 июля 1941 года эвакуировалась с киевским театром в Казахстан. В дальнейшем, уехала служить в Харьковский русский драматический театр, который находился тогда в Улан-Удэ.
В 1945 году художественным руководителем Московского центрального театра транспорта (с 1959 года – Театр имени Гоголя) Николаем Петровым была приглашена работать в этот театр, где служила до конца жизни. Лишь однажды, на два сезона 1955-1957 годов, актриса уходила работать в Московский драматический театр.
Великая Мильтон и ее значимые эпизодические роли
В кино Эмилия Давыдовна снималась очень мало.
Актриса запомнилась зрителям по роли фрау Заурих, из фильма «Семнадцати мгновений весны» режиссера Лиозновой Т.М. (1973).
Необходимо отметить, что изначально режиссёр Татьяна Лиознова в фильме «Семнадцать мгновений весны» планировала снимать Фаину Раневскую. Причём, такой героини, как фрау Заурих, в литературном оригинале Юлиана Семенова нет. Режиссёр посчитала, что образ пожилой немки оживит главного героя и придаст ему человечности. Фаина Раневская не захотела сниматься в картине, но рекомендовала Татьяне Лиозновой свою коллегу, по её словам, великую актрису, да к тому же немку по происхождению. Фаина Георгиевна на самом деле преклонялась перед талантом Эмилии Мильтон, считала его непревзойдённым и достойным огромного уважения.
Фрау Заурих — символ униженной, но гордой Германии (в этом телефильме). Женщина стойкая, в ней ощутимы неизрасходованные запасы материнства, которым она попеременно награждает то одинокую Габи (С.Светличная), то такого же Штирлица (В.Тихонов). Колючий тембр и рассчитанные жесты, искусная мимика и пронзающий взгляд — все это притягивает к ней, раскрывая в Заурих личность глубокую и неординарную.
Как вспоминает Татьяна Лиознова: «Роли не было вообще, приходилось сочинять все буквально перед камерой. И Мильтон в этой ситуации оказалась незаменимой. Когда я видела ее работу, ее очередную сцену с Вячеславом Тихоновым, мне так жалко было ее отпускать, что я тут же садилась за сценарий и писала продолжение их встреч».
Вот герои в лесу. Фрау Заурих в каких-то жутких ботах, найденных на складе киностудии имени Горького. «А как вы думаете, я еще сезон прохожу в этих ботинках?» — спрашивает она Штирлица. Эта фраза родилась спонтанно, но актриса замечательно ее обыграла. Или милые букетики цветочков, которые Мильтон очень любила и самозабвенно тыкала их Штирлицу в нос — это же настоящая находка!
Продолжает Татьяна Лиознова: «Эмилия Давыдовна никогда в жизни не держала в руках ни ферзя, ни слона. Надо было изобразить настоящего шахматного аса, тем более что сама фрау Заурих была дамой с ярко выраженным чувством собственного достоинства. Мильтон хватала фигурки абсолютно безграмотно, и приходилось ее постоянно одергивать». Все эти роскошные находки актриса придумывала на ходу.
Надо было сочинить историю этой женщины. Шахматы, гадание — это лишь кусочек жизни, за который хватается фрау Заурих. У нее была семья, умер муж, погибли дети… Лиознова попросила художника раздобыть какие-нибудь побрякушки, которые старуха носила бы с собой: бусы, флакончик с остатками духов, лорнет. Так родился этот мешочек, который фрау Заурих достает вместе с шахматами: «Это ожерелье моей мамы. Она его очень любила…» — говорит она.
А сцену вечеринки Татьяна Лиознова придумана в большей степени из-за Габи. «Мне было важно щелкнуть по носу эту молодую особу, которая положила глаз на Штирлица. «Почему фрау Заурих относится к вам с такой нежностью? — спрашивает она у Штирлица в танце. — Может быть, вы напоминаете ей ее сына?» Штирлиц молчит. «Или она вам напоминает вашу маму?» Так родилась фраза, которая расставила все точки над «i» замечает Татьяна Лиознова. «Из всех людей на планете я больше всего люблю стариков и детей». Габи к ним не относилась…
Еще одна запоминающаяся роль в телефильме «Следствие ведут знатоки. Шантаж» режиссера Бровкина В.В. (1972).
Она играла старуху-преступницу Антонину Валериановну Прахову. Её героиня — тайный скупщик золота, мозг шайки преступников, которая камуфлируется под старую женщину, скромно доживающую свой век.
Семье Праховой когда-то принадлежал весь этаж в доходном доме, а потом их уплотнили. В квартире – музейный антиквариат (остатки былой роскоши). Своеобразная и нарядная бабушка, среди шика эпохи «Модерн» болтает разного рода милые глупости, изображая легкий маразм. Прахова буквально вываливает массу ненужных подробностей на следователя, и делает это столь филигранно, что ни у кого не возникает подозрений в отношении ее причастности к преступлениям. Она одновременно и мудра и зла. Подобный преступник всегда вызывает уважение, смешанное с чисто человеческим, а затем интересом по существу.
В эпизоде фильма «Кортик» режиссера Калинина Н.А. (1973), она предстает в роли мадам-аристократки Подволоцкой. Несколько минут — и вся ее жизнь как на ладони: сильная женщина, манерная натура, в которой сквозит явное нежелание подчиняться обстоятельствам большевицкого уклада.
В молодые года актриса снималась в эпизодах у Александра Довженко («Щорс», 1939), у Игоря Савченко («Богдан Хмельницкий», 1941). Играла важных дам.
Эмилия Давыдовна оставила огромный след в мире кино и театра. К сожалению, она осталась недооцененной. Заслуженная артистка РСФСР Мильтон умерла 12 февраля 1978 года.
Литература:
1. Актриса, которую сама Раневская называла великой, ушла из жизни прямо на сцене: Фрау Заурих из «Семнадцати мгновений весны» // https://kulturologia.ru/blogs/010123/55133/?ysclid=lpflycar8q325036833 (дата обращения: 26.11.2023).
2. Вергелис О. Эмилия. «Зеркало недели», от 10.10.2016.
3. Капков С. Фрау Заурих, которую любил Штирлиц // https://utro.ru/articles/2007/05/15/647778.shtml?ysclid=lpfmm0r64r282948067 (дата обращения: 26.11.2023).
4. Эмилия Мильтон // https://www.kino-teatr.ru/kino/acter/w/sov/12995/bio/?ysclid=lpfmql78q6930831205 (дата обращения: 26.11.2023).
Луценко Сергей Иванович, аналитик Института экономических стратегий ООН РАН, член Экспертного совета Государственной Думы ФС РФ, соавтор документа «Стратегия национальной безопасности», адрес электронной почты: scorp04111978@mail.ru
Предлагаем вашему вниманию статью Сергея Луценко о советском актере Леониде Оболенском на сайте NashTeatr.com
ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ