Автор рассматривает особенности и черты советского актера и мастера эпизодических ролей Борислава Брондукова. Он был абсолютно достоверным независимо от персонажей, которых играл. Умение с любовью обличать зло, которое извращает человеческую сущность под силу гениальному актеру, коим являлся Борислав Брондуков.
Творческие этапы актера
Борислав Николаевич Брондуков родился 1 марта 1938 г. в селе Дубова под Киевом. Его отец был русским, а мать – полячкой. Она хотела назвать сына Болеславом, но при регистрации такого имени не обнаружили в списке и записали мальчика Брониславом.
На свет Брондуков появился в тревожное военное лихолетье. Родился хилым и болезненным. Первые воспоминания мальчика связаны с церковным посвящением: «Я даже помню, как меня крестили в сорок третьем, — мне было 5 лет. Жили мы в селе Дубова на Полесье. Половина села была православная, половина – польская община, католики. Приехал ксендз из Житомира, накинули мне на голову покрывало, водички налили… Мать помню на крестинах, бабушку».
Начальное образование Болек получал дома и в церковно-приходской школе при римо-католическом костеле. Затем – общеобразовательная школа, Киевский горный техникум, работа прорабом на столичном заводе «Арсенал». Там, в народном театре завода его и настигло призвание. На одном из выступлений заводской самодеятельности молодого актера заметил ректор театрального института им. Карпенко-Карого. Он пригласил юное дарование поступать в театральный, что Брондуков и сделал, без сожаления расставшись с заводом.
Но когда Брондуков появился в институте, члены приемной комиссии были к нему безжалостны: «Знаете, с такой внешностью, как у Вас, прорабом работать нужно, а не в театральный проситься». Если бы не вмешательство ректора, студентом театрального вуза он бы так и не стал.
С 1962 г., еще во время учебы в институте, Борислав Брондуков начал сниматься в кино. После окончания вуза он стал актером Киевской киностудии им. А. Довженко. Зачастую, ему доставались эпизодические роли, и большинство режиссеров видели его только в комедийном амплуа.
Алкоголик Федул и образцовый Лестрейд: быть абсолютно достоверным
Брондуков дебютировал в фильме Слесаренко А.А. и Параджанова С.И. «Цветок на камне» (1962); вор (Ковалев), исполненный в ленте «Каменный крест», делался на трагической молнии неудавшейся судьбы: молния била в зрительские сознания, запоминаясь.
Популярность к актеру пришла в 1975 г., когда он снялся в комедии Данелии Г.Н. «Афоня» (1975). В этом фильме ему могла бы достаться и главная роль, но после того как снимать решили не на киевской студии, а на «Мосфильме», на роль Афони утвердили Леонида Куравлева, а Брондукову досталась эпизодическая роль. Изначально у алкоголика Федула, которого сыграл Борислав Николаевич, была всего одна реплика, но после того, как Данелия увидел актера на пробах, он добавил в сценарий ряд сцен с его участием.
Режиссер «Афони» Георгий Данелия вспоминал: «Самое большое количество аплодисментов на встречах в кинотеатрах срывал алкоголик, мерзавец и законченный подлец Федул, которого в нашем фильме великолепно сыграл Борислав Брондуков. В костюме и гриме Боря был настолько органичным, что когда во время съёмок в ресторане (ресторан мы снимали ночью в Москве) он вышел на улицу покурить, швейцар ни за что не хотел пускать его обратно. Брондуков объяснял, что он актёр, что без него съёмки сорвутся, – швейцар не верил». На выручку пришла помощница Данелии и спасла ситуацию.
Борислав Николаевич обладал южнорусским говором. Его часто переозвучивали: таких картин насчитывают не меньше сорока. Однако, в некоторых картинах его речевая особенность органично вписывалась в сюжетную линию.
В «Спортлото – 82» режиссера Гайдая Л.И. перед нами Брондуков – начальник турбазы, человек с большими полномочиями и связями, но под каблуком у собственной секретарши. Высокое положение и моральное ничтожество — две крайности, воплощенные в одном персонаже.
В другой картине режиссера К.Г. Шахназарова «Мы из джаза» (1983) Брондуков играет бомжа, которого уговаривают сыграть роль знатока музыки, «капитана Колбасьева», чтобы вдохновить лидера джаз-бэнда. Мнимый моряк соглашается на авантюру, но в последний момент его чувство собственного достоинства перевешивает корысть
В двухсерийном фильме режиссера Павловского А.И. «Зелёный фургон» (1983), где Брондуков сыграл пусть не главную, но очень заметную роль деревенского милиционера Мыколы Грищенко.
Его умение переломить ситуацию в свою пользу доходит до совсем уж невозможного совершенства. Сельский милиционер, который опекает незаконное производство самогона. Берёт взятки и подбивает на это своё же непосредственное начальство. А в конце картины, проявляет себя как трус и подлец: во время перестрелки с бандитами бросает оружие и бежит, из-за чего гибнет его товарищ.
Режиссёр фильма Александр Павловский вспоминает: «Грищенко действительно очень плохо ведет себя в картине и в предфинальной сцене, которая была финальной, когда перестрелка была. И мы решили доснять какую-то сценку помягче. Но какую? Боря думал, думал, и говорит: «Слушай, давай, я на губе сижу. Если я на губе сижу, я могу сидеть и на всю милицию чистить картошку». И все слова, которые звучат в этой сцене, сразу приобрели такую трогательность! Потому что он сидит несчастный, сгорбившийся, чистит вот эту картошку… Боря умел быть трогательно смешным. Не смешным, а трогательно смешным. Вы посмотрите, все эти комики в мировом кино, Карл Ллойд, братья Макс — где все они? Остался один только трогательный комик: Чаплин. Вот и у Брондукова дар такого же масштаба».
Великий режиссер Рязанов Э.А. называл Брондукова своим талисманом. На съемках картины «О бедном гусаре замолвите слово» (1980) Брондуков даже позволил себе дискутировать с авторитарным режиссером по поводу роли, и в результате грозный Рязанов, не терпящий возражений, уступил и даже извинился.
Отдельно хотелось бы обратить внимание на роль инспектора Лестрейда в цикле телефильмов режиссера Масленникова И.Ф. «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» (1979-1986). Образцовый Лестрейд: как образцовой является советская экранизация жизни Шерлока Холмса; и роль, исполненная Брониславом Брондуковым, придаёт дополнительно обаяние. Инспектор глуповат, но самоуверен, он забавен и очень правилен: всё должно вписываться в схемы, которые вечно нарушает Холмс, побеждая при этом. Лестрейд суетлив: и каждый жест Брондукова выверен: они сверкают, суммарно создавая очень чёткий рисунок роли…
Отечественные исследователи творчества Конан Дойла обратились к своим английским коллегам с вопросом: «Насколько инспектор Лестрейд в исполнении Борислава Брондукова соответствует канону и исторической правде?» Ответ был таким: «Лестрейда невозможно адекватно перевести на экран. Но вашему Брондукову удалось невозможное. Ему удалось не только передать каноническое «крысиное лицо ищейки» и «энергию фокстерьера», но и показать, что инспектор Скотланд-Ярда — живой человек. Русский Лестрейд обрадовал всех, кто посмотрел ваш фильм. Он напыщен, темпераментен и глуп ровно в тех пропорциях, которых не смог достичь ни один западный актёр».
Умение раскрыть человека – талант Брондукова
На самом деле, способность раскрыть человека со своими сильными и слабыми сторонами и при этом вызвать у зрителя не столько гнев и презрение, а жалость — вот на что способен талант, которым Господь так щедро наделил Борислава Николаевича Брондукова. Образы, которые он воплощал на экране, легко узнавались людьми в своих соседях, сослуживцах, просто прохожих, реальных личностях. И даже работая над самыми негативными типажами, Брондуков умел раскрыть душу героя, в какой бы грязной и непривлекательной оболочке она не находилась. Умение найти положительные черты в отрицательном персонаже и с любовью обличить то зло, которое извращает человеческую сущность — вот воистину сложнейшая задача, с которой справлялся гениальный актер. И, глядя на его игру, как не вспомнить гоголевское: «Над кем смеетесь? Над собой смеетесь!»
Необходимо отметить, что Борислав Николаевич оберегал свой внутренний мир. Ему было чуждо панибратство. А с панибратством лезли многие из-за того, что он маленький, смешной, «простецкий». На улице к нему многие лезли на «ты», бывало, даже с обидами: «Давай выпьем!» И он сразу переживал, зажимался. По-видимому, люди лезли в его мир, думая, что он в жизни такой, как и на экране. На самом деле, был образованным, трогательным, застенчивым и интеллигентным человеком. Его внутренний мир не соответствовал его внешности. В этом и заключается глубина таких великих актеров. Брондуков не играл своих персонажей глупыми, он играл их абсолютно достоверными.
Борислав Брондуков ушел из жизни 10 марта 2004 года. Актер был похоронен на Байковом кладбище Киева.
Литература:
1. Балтин А. «Из народа и народный…» // https://otchiykray.ru/iz-naroda-i-narodnyj/ (дата обращения: 25.11.2023).
2. Вровень с Чаплином. Борислав Брондуков — гений смешного и трогательного // https://aif.ru/culture/person/vroven_s_chaplinym_borislav_brondukov_geniy_smeshnogo_i_trogatelnogo?ysclid=lpe8lzw7j6566275506 (дата обращения: 25.11.2023).
3. Грищук С. Слава и боль Болеслава // «Христианская газета Для ТЕБЯ». № 3. 2005 г.
4. Пальчиковский С. Выдающийся актер Брондуков считал себя маленьким и неказистым // «Первая крымская». № 466. 2013.
5. Трагическая судьба комедийного актера: Почему на склоне лет Борислав Брондуков остался без средств к существованию // https://kulturologia.ru/blogs/010318/38032/ (дата обращения: 25.11.2023).
Луценко Сергей Иванович, аналитик Института экономических стратегий ООН РАН, член Экспертного совета Государственной Думы ФС РФ, соавтор документа «Стратегия национальной безопасности», адрес электронной почты: scorp04111978@mail.ru
Предлагаем вашему вниманию статью Сергея Луценко о советском актере Леониде Оболенском на сайте NashTeatr.com
ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ