Сегодня день памяти Осипа Мандельштама. Его не стало в этот день, 27-го декабря, 85 лет назад, в 1938-м году.
Осип Мандельштам — поэт, прозаик, критик, литературовед, переводчик. В энциклопедии написано, что Осип Мандельштам один из крупнейших поэтов России 20-го века. Даже не так — один из крупнейших русских поэтов 20-го века.
И что сделали с крупнейшим русским поэтом!? 27-го декабря он умер на краю страны в Приморье в пересыльном лагере от паралича сердца и артериосклероза. Мандельштаму дали 5 лет за антисоветскую деятельность. Статья резиновая, посадить могли за что угодно. В 1938-м году, в марте Осипа Мандельштама арестовывают, и не в первый раз. Обвиняют в том, что ему было запрещено появляться в Москве, а он появлялся, и ему знакомые собирали деньги. В общем, в 1933-м году Мандельштам пишет очень смелое стихотворение. Оно становится поводом для первого ареста.
Мы живем, под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны,
А где хватит на полразговорца,
Там припомнят кремлёвского горца.
Его толстые пальцы, как черви, жирны,
А слова, как пудовые гири, верны,
Тараканьи смеются усища,
И сияют его голенища.
А вокруг него сброд тонкошеих вождей,
Он играет услугами полулюдей.
Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,
Он один лишь бабачит и тычет,
Как подкову, кует за указом указ —
Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз.
Что ни казнь у него — то малина
И широкая грудь осетина.
За Мандельштама хлопочут и борются, времена ещё были относительно вегетарианскими и в результате все оканчивается ссылкой. Ему запрещают жить в 12 крупнейших городов СССР. Он переезжает в Воронеж. Но ссылка заканчивается, в 1937-м году Мандельштам ненадолго возвращается в Москву. У органов это не вызывает одобрения, его стихи считают похабными и клеветническими. Осип Эмильевич не попал в самую суровую волну арестов 1937-м году, его арестовали в 1938-м, когда уже можно было сохранить жизнь, получив арест. Он и получил арест.
Но ему уже было не так мало лет, содержание около полугода сначала в тюрьме НКВД, потом целый месяц пересылка до Владивостока. Оттуда он пишет письмо родным. Пишет, что слаб, исхудал, неузнаваем. Это он пишет в октябре 1938-го года. Еще несколько месяцев голода, холода, мучений, наверняка без лекарств и врачебной помощи и поэта не стало. Потом уже будут другие мучения. Его тело не хоронят. Просто тела заключенных складывают штабелями в помещениями. Зима. Нет возможности хоронить в промерзлом грунте. Место захоронения великого нашего поэта неизвестно — где-то во рву…
Вспоминаются вот эти строчки Осипа Мандельштама…
ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮТолько детские книги читать,
Только детские думы лелеять,
Все большое далеко развеять,
Из глубокой печали восстать.Я от жизни смертельно устал,
Ничего от нее не приемлю,
Но люблю мою бедную землю
Оттого, что иной не видал.Я качался в далеком саду
На простой деревянной качели,
И высокие темные ели
Вспоминаю в туманном бреду.