Автор представляет творческий путь необыкновенной актрисы Инны Ульяновой. В статье представлена ее судьба и яркие роли в кино.
«Талант нельзя растягивать до гения, так же как дарование нельзя растягивать до таланта. Сколько раз из этого получался «пшик». Поэтому, надо следовать своей природе, в чем ты мастер, в чем ты интересен»
(И.И. Ульянова)
Творческий путь актрисы
Будущая актриса родилась 30 июня 1934 гола в Горловке Донецкой области Украинской ССР.
Ее семья занимала привилегированное положение – отец будущей актрисы занимал пост заместителя министра угольной промышленности СССР. Они жили в доме Совета Министров, 3 подъезда которого занимали известные артисты.
Отец всю жизнь для нее оставался идеалом мужчины. Всех мужчин она сравнивала с отцом, и все они неизбежно проигрывали в этом сравнении. В ее судьбе это сыграло роковую роль. Своим друзьям она говорила: «Мужчина – это крахмал. Это воротничок. Это галстук. Это фрак. Это не эти таганские свитера и джинсы».
В доме, в котором росла будущая актриса никогда не было мрачно-домостроевской атмосферы. Существовали нормы. «Ноблез оближ» — положение обязывает! Родители Ульяновой обладали чувством такта по отношению к другим. Для отца самым трудным в жизни было вынести подчиненным выговор.
Инна Ивановна поступила в Щукинское театральное училище. Родители не одобрили этого решения, но уважали самостоятельный выбор дочери.
Как вспоминает Инна Ивановна: «Когда же я поступала в театральное училище и читала басню, то заливалась искренним, детским смехом. А когда прочла стих Ходасевича о «сомнительных девах» и «грошовом доме свиданий», комиссия была поражена. Почему это дитя (а я, действительно, выглядела совсем юной девочкой, наше военное поколение формировалось позже, мы отставали в физическом развитии от своего возраста) решила взяться за такую тему? И меня дослушали до конца и чуть ли не зааплодировали».
Ульянову взяли на испытательный срок, на полгода, чтобы понаблюдать оправдает ли она надежды приемной комиссии или нет.
Вели курс Инны Ивановны Вера Константиновна Львова и Леонид Моисеевич Шихматов.
Училище Ульянова окончила с красным дипломом.
Затем ее пригласил Николай Павлович Акимов в Ленинградский театр комедии.
Шесть с половиной лет, проведенных у Акимова, были царской жизнью для Инны Ивановны. Как признается сама актриса «Я не боялась выходить на сцену с первых же дней, потому что он сразу представлял, по какому пути меня вести, как правильно меня использовать».
У Акимова актриса получила и любовь, и ласку, и воспитание. Причем, Николай Павлович воспитывал собственным примером, вниманием и состраданием.
Как вспоминает Инна Ивановна напутствие, полученное от Акимова: «Инночка, избегайте жизненных сквозняков, избегайте драматических ситуаций. Вы научитесь плакать, потому что у вас начнут сдавать с годами нервы. Но все равно, берегите свой дар».
Атмосфера в Ленинградском театре комедии была доброй и трогательной, актеры относились друг к другу поразительно.
Николай Павлович был настолько воспитан, что его ранили даже ненаманикюренные ногти актрисы. Это был человек другого века.
Акимов одевал актеров сам, рисовал и создавал все костюмы.
Из воспоминаний Ульяновой: «Он все знал о женской красоте! И если у кого-то были красивые ножки — будьте уверены! зритель их видел. Если были красивые плечи, грудь — это всегда было оголено и оценено по достоинству! И в таких ролях я купалась».
Как то присмотревшись к Инне Иванове Акимов заметил: «Знаете, Инночка, вы гибрид! В вас сидит вакханка и пуританка одновременно. С одной стороны, полный карнавал, праздник, любовь, победность, а, с другой – жуткая вдруг стеснительность».
Акимов относился к актрисе по-отечески.
Затем Инна Ивановна вернулась в Москву. Как говорила сама актриса: «Я привыкла к более комфортной жизни, и меня потянуло в Москву, к родному дому, где были родители, бабушка с дедушкой, роскошная квартира».
Николай Павлович сказал: «Инночка, вы делаете огромную ошибку, уходя из театра, где вы любимы». И это действительно было так.
В Москве первые три месяца она работала на эстраде, выступала с Борисом Владимировым и Вадимом Тонковым, которые впоследствии прославились как Авдотья Никитична и Вероника Маврикиевна. А потом сформировался Театр на Таганке.
«Конечно, это был не мой театр», — вспоминала она.
В спектакле «Жизнь Галилея» 1966 (постановка Ю.П. Любимова) был такой диалог. Главный герой, которого играл В.С. Высоцкий, говорил героине Ульяновой: «Настанет новое время, чудесное! Одно удовольствие жить в это время, госпожа Сарти». И Ульянова отвечала: «Надеюсь, в это новое время мы сможем заплатить за молоко…» Актриса вспоминает, как Любимов бился с ней несколько часов, прежде чем она смогла произнести эту фразу так, чтобы каждый зритель понимал, о чем мы хотели сказать.
Инна Ивановна не любила играть быт. Исключительно, абсурд, комедия и сатира. Как восклицала актриса: «Если моя старушка будет «с козьей ножкой» — да. Я однажды играла какую-то сказочную бабку — начальницу леса. Были там алкоголики-попы, и я кричала, «шо они скверно себя ведуть! Вот хотя в нашем лесу ваще срань, но эти уже выходють за грань!..».
Это уже не быт, это ближе к дурачеству, гротеску. Она выбирала роль с учетом предлагаемых обстоятельств.
В жизни она была ироничным человеком. Режиссер Сергей Арцибашев говорил о ней: «Актриса удивительного дарования и широкого диапазона, от легкой комедии вплоть до трагедии. Отточенные, яркие, сочные работы».
Яркие роли Инны Ульяновой
В 2002 году актриса сыграла роль хозяйки борделя в комедии Д.Х. Астарахана «Леди на день». Из воспоминаний актрисы: «Я согласилась ехать на съемки в Минск, прежде всего, из-за интересной роли… В своей жизни я переиграла массу проституток — молодых, старых, задорных, унылых».
Продолжает Инна Ивановна: «И конечно, Дмитрий Астрахан — режиссер «моей крови». У него есть слух, глаз, и мы всегда можем с ним договориться. Тем более что когда-то он руководил моим родным Театром комедии теперь уже имени Акимова. Он неподражаем: орет, как дикий марал, машет руками, поддергивает свои штанишки, тут же двигает декорации — такой вот моторный человек».
Ярким эпизодом стала роль женщине в ресторане со Штирлицем (роль исполнил Тихонов В.В.) в фильме режиссера Т.М. Лиозновой «Семнадцать мгновений весны» (1973).
Из воспоминаний Ульяновой: «Мне выдали реквизит – горжетку из лисы. По сценарию моя безымянная дама должна напиться и приставать к сидящим у бара мужчин с легкомысленным предложением. Внимание мое, естественно остановилось на русском разведчике… По сценарию, после того, как он посылает меня «начертить парочку формул» , я стучалась на улице в стоящие машины и, качаясь, на каблуках, говорила: «Ку-ку». Потом, вспомнив наказ Штирлица, в ожидании его чертила хвостом лисы формулы на асфальте».
Продолжает Инна Ивановна: «После съемок позвонила ассистентка Лиозновой и, захлебываясь от восторга, завопила: «Инка, это грандиозно!» Мы тебя вырезаем! Эпизод с Ку-ку!».
Эпизод был действительно вырезан, потому что он был слишком смешон и мог отвлечь зрителя от серьезной встречи разведчика с резидентом.
Как вспоминает актриса: «Я даже как-то шутя, попросила, чтобы на моей могиле написали: «Дама с лисой».
На самом деле, известность Ульяновой И.И. принесла роль Маргариты Павловны Хоботовой в фильме режиссера М.М. Козакова «Покровские ворота» (1982).
Из воспоминаний актрисы: «По характеру очень зажатая, робкая, порой даже жуткая трусиха, у Маргариты Павловны училась самоуверенности, властности и нахальству. Словом, тому, что необходимо в отношениях с мужчинами. Кстати уроки энергичной дамы, умеющей постоять за себя, пригодятся всем женщинам».
Далее продолжает актриса: «Я защищаю Маргариту Палну. Ведь она тоже любит. Она любит, не понимая, что приносит ему чудовищные хлопоты. Она искренне считает, что он без нее пропадет. В этом фильме вообще собрались милые, добрые интеллигентные люди… Что-то в этом фильме было заложено такое, чего не замечалось ранее. И с годами это проявляется сильнее. Какая-то магия!»
Надо отметить, что роль начальницы главного героя — Павла (роль исполнил Меньшов В.В.) Клары Семеновны в фильме режиссера Г.С. Бежанова «Где находится нофелет?» (1987), Ульянова исполнила в манере Маргариты Павловны Хоботовой. Она держится самоуверенной и властной женщиной. К своим подчиненным относится как к собственности. Недаром, в беседе с Геннадием (роль исполнил Панкратов-Черный А.В.), представившимся товарищем Либерзоном, бросая фразу: «Крепостного права на научных сотрудников, к счастью нет».
Роль начальницы главного героя, Клары Семеновны, была написана специально под актрису Инну Ульянову. Бежанов давно стремился снять эту комедийную актрису в своей картине, а позже сказал: «Инна Ульянова – это великая актриса, поэтому я считаю ее участие в фильме подарком для меня».
В кино актриса сыграла не так много: «Цветы запоздалые», «Переступи порог», «Раба любви», «Когда я стану великаном», «Бархатный сезон», «Иванцов, Петров, Сидоров», «Не ходите, девки, замуж», «Опасный возраст», «Биндюжник и король» и т.д.
Интересный эпизод произошел во время съемки фильма режиссера Н.С. Михалкова «Утомленные солнцем» (1994).
Вспоминает Ульянова: «Мы снимали огромную сцену за столом. Было холодно, работали осенью на стеклянной веранде. И Тихонов все советовал мне «хряпнуть» рюмочку коньяку для согрева все равно сидим спиной к камере. В итоге мы с ним «нахряпались». И когда по ходу сцены Михалков это заметил, то воскликнул: «Иннуль! Да вы пьяненькая! И тут заступился Тихонов: «Королева не может быть пьяненькой! Из-за стола попросили нас обоих».
Закончить, хочется словами Инны Ивановны: «Но, главное, я веселый человек. И счастливый… …скромность и справедливость, делают человека счастливым. И при всех заботах, неудачах, неурядицах все равно я могу сказать, что жить — это благо, и я счастливый человек. Актриса скончалась 9 июня 2005 года.
Литература:
1. Зигзаги судьбы Инны Ульяновой: единственная звездная роль, французский роман и смерть в одиночестве // URL: https://kulturologia.ru/blogs/300618/39522/ (дата обращения: 19.12.2023).
2. Инна Ульянова: «Мы, женщины, любим обманываться» // Караван истории. № 8. 2001: 101-112.
3. Как звезда «Покровских ворот» покорила французского летчика: Единственная страсть и годы одиночества Инны Ульяновой // URL: https://kulturologia.ru/blogs/090620/46653/ (дата обращения: 19.12.2023).
4. Капков С.В. Короли комедии. – М.: Алгоритм, 2003. — 400 с.
Луценко Сергей Иванович, адрес электронной почты: scorp04111978@mail.ru
Предлагаем вашему вниманию другие статьи Сергея Луценка об актерах советского театра и кино: о Бориславе Брондукове, Эмилии Мильтон, Сергее Филиппове, Владиславе Стжельчике, Георгии Милляре.
Статьи Сергея Луценко можно посмотреть и на сайте NashTeatr.com: о Леониде Оболенском, Эде Урусовой.
ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ