Эта статья из нашей рубрики “За кадром советского кино”, где мы рассказываем о том, как проходили съемки любимых советских кинофильмов, и что в этот момент происходило на съемочной площадке.
![](https://www.sovkult.ru/wp-content/uploads/2024/02/a-zori-zdes-tihie-film-1972-kadr-iz-filma..jpg)
В 1972 году, в мир кинематографа ворвался двухсерийный фильм «А зори здесь тихие», снятый режиссером Станиславом Ростоцким. Этот фильм, основанный на повести Бориса Васильева, повествует о судьбах девушек-зенитчиц, живших и сражавшихся во время Великой Отечественной войны. Ростоцкий, сам бывший фронтовик и потерявший ногу на войне, был глубоко тронут темой женщин на войне. Он решил создать фильм, который бы отражал их силу, мужество и самоотверженность.
На роль главного героя, Федота, был выбран молодой актер Андрей Мартынов. Несмотря на то, что он был слишком молод для этой роли, его пронзительное перевоплощение на пробах в образ Федота убедило режиссера в правильности выбора, хотя изначально режиссер хотел изменить его кандидатуру.
Также известно, что Станислав Ростоцкий искал для роли девушек-зенитчиц актрис, доселе неизвестных зрителю, чтобы их предыдущие роли не влияли на восприятие новых образов. Отбор кандидатур был долгим и тщательным.
Съемки фильма проходили в Подмосковье и Карелии, в непростых условиях: болота, комары, гадюки. Актерам приходилось рисковать жизнью, чтобы запечатлеть ту или иную сцену. Например, во время съемок эпизода, где Лиза Бричкина тонет в болоте, саму актрису Елену Драпеко начало затягивать на дно, но ее в итоге удалось вытащить.
«Все эти годы зрители на творческих встречах меня спрашивают, как я там в болоте утонула, — рассказывала Драпеко. — Почему-то всех интересует, как снималась эта сцена. Всегда рассказываю, что такое трюк, как к нему готовят артистов. У нас была пленка Шосткинского комбината, черно-белая. Снимали всегда несколько дублей, надеясь, что хотя бы один дубль окажется без брака. Сцену эту знаменитую снимали в июле, но болото все равно было холодное, потому что в Карелии — вечная мерзлота. Техники взорвали динамитом дорожку и сунули меня туда. Жидкая грязь начала стекаться в эту воронку. Сверху болото было жидкое, а ниже — толстое и тягучее, слои чередовались, как пирог. Для того чтобы утонуть в таком болоте, надо было простоять в ледяной жиже несколько часов. В повести Бориса Васильева Лиза Бричкина действительно тонула долго, пока садилось солнце. А мне нужно было утонуть быстро — за 60 секунд, так как группа не могла снимать одну сцену несколько часов. Ростоцкий кричал: “Быстрее, быстрее”. Влезла я внутрь в эту грязь, а ноги в сапогах на поверхность выталкивает — стоять-то я не могу. Режиссер требует убрать ноги, и я, как жук, барахталась в этой жиже».
«Но главная проблема заключалась в том, чтобы не захлебнуться, — продолжает актриса. — К счастью, кругом стоял народ, у них были пратикабли — специальные деревянные щиты, по которым они до меня долезали. И вот представьте: у меня голова торчит из этой жидкой грязи, а художник рисует мне веснушки кисточкой, потому что они смылись. Да еще и голову мне поливали из кружки, потому что по сценарию волосы у меня белые, а грязюка — черная. Но, судя по тому, что граждане уже 35 лет задают мне вопрос о том, как тонула Бричкина, стало быть, сыграно хорошо».
![](https://www.sovkult.ru/wp-content/uploads/2024/02/a-zori-zdes-tihie-film-1972-kadr-iz-filma.jpg)
В другой сцене, когда Галя Четвертак получает пулю в спину, пиротехники допустили ошибку, и одежда на спине актрисы разорвалась. Благо, актриса в тот момент сильно не пострадала.
Девушкам много раз приходилось лезть в холодную воду, а чтобы переход по болоту выглядел более реалистичным, рюкзаки, которые они несли на спинах, наполнялись кирпичами.
Фильм «А зори здесь тихие» задумывался как комбинация черно-белых и цветных эпизодов. Хотя все сцены войны были представлены в черно-белой гамме, для съемки не использовалась черно-белая пленка.
«А зори здесь тихие» – это незабываемая картина с удивительными историями съемок. Это была сильная работа для всех вовлеченных в процесс создания. Режиссер Станислав Ростоцкий, помимо своего личного опыта, вложил в фильм свою душу. Актеры доказали свою способность открыться и полностью погрузиться в образы героев. Эта киноработа стала не только одним из самых успешных фильмов советского кинопроката, но и незабываемым кусочком истории, которую каждый зритель запомнит наверняка.
Фильм стал не только одной из самых успешных кинолент советского кинопроката, но и получил международное признание. В 1973 году он был номинирован на премию «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке». Успех картины был обусловлен не только сильным сценарием и режиссурой, но и блестящей игрой актеров. Все они смогли создать яркие и запоминающиеся образы. Фильм вошел в золотой фонд отечественного кино и до сих пор пользуется большой популярностью у зрителей.
![](https://www.sovkult.ru/wp-content/uploads/2024/02/a-zori-zdes-tihie-film-1972-kadr-iz-filma-1-1024x496.jpg)
«А зори здесь тихие» является напоминанием о том, какой ценой была завоевана победа в Великой Отечественной войне. Он учит нас ценить мир и свободу, и помнить о тех, кто отдал свои жизни за наше будущее. Это не просто фильм, это памятник всем женщинам, которые воевали на фронтах Великой Отечественной войны. Это история о мужестве, стойкости и самопожертвовании. Этот фильм никого не оставит равнодушным.
ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ