Зиновий Гердт: самобытный и чудаковатый кукольник

Автор рассматривает творческий путь Зиновия Гердта. Его роли в фильме.

«Людей я люблю неприспособленных, не умеющих заводить нужные знакомства, немного чудаковатых, искренних, наделенных даром быть самими собой»
(З.Е. Гердт)

Творческий путь

Зиновий Ефимович Гердт родился в городе в городе Себеж Витебской губернии (в настоящее время — Псковская область​). По паспорту его имя — Залман Храпинович, а в семье его звали Зяма. Псевдоним «Зиновий Гердт» актёр взял позже — в 1939 году.

Папа – советский служащий. Глубоко верующий человек. Он хорошо знал еврейский — идиш. Умел переложить, объяснить молитвенники, которые все на иврите.

В семье было четверо детей: два мальчика и две девочки.

Мать Гердта Рахиль Секун была домохозяйкой.

Будущий актер после семилетней школы, пошел учиться в школу ФЗУ Московского электрозавода имени Куйбышева на слесаря-лекальщика. При заводском клубе был ТРАМ – Театр рабочей молодежи, куда был принят в труппу Зиновий Ефимович.

В 1933 году в ТРАМ пришел Валентин Николаевич Плучек, молодой режиссер театра Мейерхольда. Под его руководством были поставлены первые пьесы А.Н. Арбузова «Мечталия»», «Дальняя дорога».

Валентин Плучек в 1980-е годы

В 1938 году Плучек и Арбузов организовали театральную студию с присутствием некого ощущения коллективизма, общности творчества.

Соратников объединила дерзкая идея коллективно написать пьесу на самую актуальную тему. Была придумана пьесу «Город на заре» — о строительстве Комсомольска-на-Амуре, подвиге, буднях и праздниках героев пятилетки. Название пьесы было символичным: молод был не только город, но и его строители были на заре жизни, как, впрочем, и сами актеры. В лирико-романтическом, внебытовом по тональности спектакле молодежь 30-х годов восставала как против обыденной приземленной темы, против нарочитой возвышенности.

Затем началась Великая Отечественная война. Зиновий Гердт в числе других пошел на фронт в качестве добровольца и воевал с 09 июля 1941 вплоть до 13 февраля 1943 года, когда был тяжело ранен.

В 1945 году Зиновий Гердт пришел на костылях в Театр кукол и вскоре началось сочинение «Необыкновенного концерта». Актер в нем переиграл все мужские роли и одну женскую — солистки «цыганского хора Заполярной филармонии» Венеры Пуговкиной с ее оглушительным «контральто». Тем не менее, главной куклой, за которую все так полюбили «Необыкновенный концерт», был конферансье Эдуард Апломбов. Он выходил на сцену со словами «Добрый вечер, дорогие друзья, здравствуйте!» Суть персонажа точно отражена на физиономии Апломбова, которая непрерывно извергать плоские остроты, пошлые фразы. Персонаж своими повадками очень походил на развязных конферансье-всезнаек, наводнявших эстраду тех лет.

Эдуард Апломбов — Необыкновенный концерт

Зиновий Ефимович старался разнообразить свой текст, импровизировал по ходу спектакля. Он нашел удачную форму подачи слов Апломбова, вещающего об артистах, которые «внесли вклад в сокровищницу мирового музыкального искусства», и приглашающего на сцену… чечеточников братьев Баклушиных. Подходящий момент посмеяться над демагогами, любителями патетических фраз.

На самом деле как отмечал Зиновий Ефимович: «Кукольником надо родиться, надо суметь сохранить в душе те искры, которые оживят кусок дерева, заставят зрителей поверить в чудо жизни куклы, сопереживать ей. Понимаете, можно научиться великолепно, манипулировать нитками, прекрасно владеть голосом, а кукольником не быть. Здесь есть какая-то тайна, волшебство…».

Зиновию Гердту был симпатичен Адам, в спектакле театра Образцова «Божественная комедия». Поскольку, он — мыслящий человек, которому еще ничего не известно об отношениях людей, он словно ребенок, который начинает знакомство с миром с нуля. И мне предстояло передать в этом первом человеке чувство полной первозданности, отсутствия приспособленности, хитрости. Такие люди, как выразился поэт, «до конца дней сырая прелесть мира».

Куклы достаточно долго разговаривали голосом Гердта. У Образцова С.В., Зиновий Ефимович проработал 36 лет. Это был достаточно непростой, но интересный творческий период.

Зиновий Гердт и Сергей Образцов

Актер Гердт всегда мечтал о драматической сцене, хотел сыграть трагическую роль. Его угнетало, что в нем видели исключительно комика, хотя по натуре он был совсем другим человеком.

Интересным представляется постановка «Чертова мельница» И.В. Штока по пьесе-сказке Я. Дрды, в которой Гердт сыграл Люциуса – черта первого разряда. Персонаж легкий, активный и с сарказмом.

Как отмечал Зиновий Ефимович: «Самое дорогое, чего я жду от театра, — то, что воздействует на мои «спинные мурашки». Если мурашки пробегают по спине, если я потрясен, тронут, если мне хочется плакать или возмущаться, значит, я соприкоснулся с искусством. Все остальное не имеет значения. Значима только судьба людей в современном мире, только работа души человека».

Есть такое амплуа — благородный старик

Зиновий Ефимович выработал собственную концепцию: «Если человек млеет от того, что кому-то что-то удается, значит, в человеке есть талант. А если при виде таланта ты испытываешь только зависть, то в тебе этого нет — стало быть, ты бездарен и уйди из этой области жизни человеческой. Но они почему-то не могут уйти, они ждут званий и полагают, что звания и есть критерий художественной зрелости».

Гердт замечал, что «комплекс полноценности» делает человека мертвым: «Как только сочтешь какую-то свою работу достижением — остановишься, застынешь в неподвижности».

Как у Фауста: «Тогда вступает в силу наша сделка. Тогда ты волен — я закабален. Тогда пусть станет часовая стрелка. По мне раздастся похоронный звон».

Отдельно Зиновий Ефимович сформулировал критерий подлинного актера: «Прежде всего, актер должен быть высокообразованным, культурным человеком, интеллигентом. Только от такой основы можно оттолкнуться, возможно, воспарение, возможно искусство».

Суть актерского мастерства он понимал так: «Самое сложное — быть простым. Искренно простым, чтобы окружающие поверили в реальность образа. Простота дана ребенку от природы, а взрослому надо пройти жизненный круг, призвав на помощь опыт и талант, чтобы приблизиться к ней. Искусство может быть искренним, или его нет вовсе».

Как отмечал Гердт: «Современный артист должен уметь передать «правду чувств в предложенных обстоятельствах».

Черты персонажа необходимо находить в себе, их невозможно взять со стороны.

Как выражался актер Гердт: «Грустного интеллигента нужно играть обязательно с фаном (весельем) внутри. В нем много смешного — оттого, что он наивен. Оттого, что бесхитростен. Не приспосабливается. Дитя. Это может быть безумно смешно».

Зиновий Ефимович, в особенности, выделяет роль Мефистофеля в телеспектакле, поставленном М.М. Козаковым («Гете. Сцены из трагедии «Фауст» (1984-1986)).

Он стремился очеловечить Мефистофеля, ибо даже всесильному дьяволу нужен человек, чтобы полнее сознавать свое всесилие. Мефистофель — соблазнитель, совратитель, безжалостный злой дух, злой гений. И актеру необходимо было увидеть его страдающим. Очеловечить его.

Интересным представляется роль Паниковского в фильме режиссера М.А. Швейцера «Золотой теленок» (1968).

У Ильфа и Петрова Паниковский смешон и гадок. Гердт стремился передать внутренний мир этого несчастного старика. Он страшно не приспособленный к миру, одинокий человек. Его ранит буквально все, даже прикосновение воздуха. Его хитрости настолько наивны и очевидны, что не могут никому принести серьезного вреда. Лучше всех о нем выразился Остап Бендер: «Вздорный старик! Неталантливый сумасшедший!»

Зиновий Гердт и Леонид Куравлев в фильме «Золотой теленок»

У Паниковского же только одно стремление — приспособиться. Но есть стремление, нет умения.

Другой интересной работой Гердта в кино является роль фокусника Кукушкина в «Фокуснике» (режиссера П.Е. Тодоровского).

Например, эпизод фильма, Кукушкин обходит стороной своего начальника, того бесит такая независимость, и между ними следующий разговор происходит: «Зашел бы ко
мне, Кукушкин, мы же однокашники, мы бы обо всем договорились. Попросил бы меня, то бы я для тебя не сделал? И ставку сделал бы, и сольный концерт сделал бы!» Кукушкин отвечает: «Я к тебе никогда не приду». — «Но ведь человек зависит от общества». — «От общества — да. Общество платит мне за мою работу. И поручило тебе выплачивать мне деньги. А ты хочешь, чтобы я был благодарен за это лично тебе. Вот этого — не будет».

Зиновий Гердт — фильм «Фокусник»

Для Кукушкина, главное – человеческое достоинство.

Любимая роль в кино – А.Л. Далмацкий (режиссера Я.А. Сегеля «Я Вас дождусь…» (1982)). Фильм о войне и о любви. В картине присутствуют всего три героя — старик, его приемная внучка и мальчик-офицер, получивший отпуск по ранению. Главный герой со своей трагической судьбой, деталями в биографии.

Отдельно, хотелось бы обратить внимание на особенности закадрового голоса Зиновия Ефимовича, в частности, в фильме режиссера Г.Л. Аронова «Каникулы Кроша» (1980).

Всякий раз, когда в кадре появлялась какая-нибудь из знаменитых нэцкэ, действие фильма как бы приостанавливалось, начинала звучать музыка с лёгкими японскими мотивами. Фон за фигуркой размывался до красивого боке, и зрителю дарили душещипательную историю, связанную с миниатюрной резной фигуркой. Подобная находка режиссера буквально завораживала зрителя так, что по завершению истории хотелось остановить просмотр кино и отмотать назад, чтобы послушать это великолепие. Это своего рода гипноз.

Необходимо почувствовать магию слова Зиновия Гердта «Когти времени оставляют свои следы на шелку. Годы пролетают, как птицы. Мы долго шелестим страницами нашей жизни, чтобы в конце её поставить скромные даты своей биографии…» (эпизод с рассказом о «Мудреце со свитком»).

В заключение хотелось обратиться к следующему высказыванию Гердта: «Людей я люблю неприспособленных, не умеющих заводить нужные знакомства, немного чудакова-
тых, искренних, наделенных даром быть самими собой».

По-настоящему сыграть свою роль можно только искренне сострадая и любя.

У Зиновия Гердта природой было заложена потребность в декламировании, в написании пародий и их реализации на сцене.

Зиновий Ефимович Гердт скончался 18 ноября 1996 года. Похоронили актера на Кунцевском кладбище в Москве.

Литература:

1. Зиновий Гердт // URL: https://www.culture.ru/persons/1121/zinovii-gerdt (дата обращения: 09.01.2024).
2. Зиновий Гердт: люблю читать стихи людям // Советский экран. № 24. 1975: 14-15.
3. Рыцарь совести / Зиновий Гердт. — М.: ACT: Зебра Е, 2010.—448 с.

Луценко Сергей Иванович, адрес электронной почты: scorp04111978@mail.ru

Автор благодарит Дремкину Ирину Михайловну за идею написания статьи

Предлагаем вашему вниманию другие статьи Сергея Луценка об актерах советского театра и кино: об Инне Ульяновой, Бориславе БрондуковеЭмилии МильтонСергее ФилипповеВладиславе СтжельчикеГеоргии Милляре.

Статьи Сергея Луценко можно посмотреть и на сайте NashTeatr.com: о Леониде ОболенскомЭде Урусовой.

ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ



Посмотрите ещё:

Советский фильм "Зоя" на обложке французского журнала
Кинопанорама - окно в мир кино для советского зрителя
Инна Ульянова – вакханка и пуританка одновременно
Как снимали добрый и лучезарный советский фильм «Я шагаю по Москве»?
Сергей Филиппов - гений эксцентрики
Советское кино для воспитания детей в наши дни. Интересный опрос и его результаты
Былинная сказка "Садко" с ее живописными пейзажами и колоритными костюмами
Опасные и необычные съемки фильма «Укротительница тигров»
Сибирский мираж. «Долгая счастливая жизнь» – короткая история о любви и иллюзиях
«У нас гости!», или случай из жизни Аркадия Райкина
Эмилия Мильтон – недооцененная великая актриса своей эпохи
Рассказываем про непростые съемки советского фильма "А зори здесь тихие"
21.12.2023 - день рождения советской актрисы Зои Фёдоровой (1907 г.)
Савелий Крамаров - забавный случай из детства
22.12.2023 - 90 лет со дня рождения Маргариты Александровны Эскиной
03.01.2024 - день памяти Александра Абдулова, 16 лет назад его не стало
Советско-финская комедия "За спичками" (12+), как лекарство для хорошего настроения
Юрий Никулин. 3 смешных историй из жизни любимого артиста
Советский Чарли Чаплин – Борислав Брондуков
21.12.2023 - день рождения актрисы Ольги Аросевой (1925 г.)
«Золушка» - как снимали знаменитую сказку
“Дневник директора школы". Нестареющий портрет учителя на фоне меняющейся эпохи
«Серебряные струны»: история Василия Андреева в замечательном советском фильме
Добрые советские куклы для девочек
23.12.2023 - день рождения актрисы Натальи Фатеевой (1934 г.)
03.01.2024 - день памяти актера Максима Штрауха, 50 лет со дня смерти
Любопытные факты и интересные подробности о съемках фильма «Королевство кривых зеркал»
24.12.2023 - 87 лет со дня рождения актера Анатолия Равиковича
Картонные игрушки из счастливого детства
«Пес Барбос и необычный кросс». Как родилась легендарная тройка