Евгения Ханаева – актриса, которая покоряла своей самобытностью

Автор рассматривает творческий путь необыкновенной и талантливой актрисы. Она обладала широким диапазоном и ей по плечу значительные характеры. Ярко выраженная великая драматическая актриса, которая могла передать все нотки психологии своего персонажа.

В жизни она была другой

Евгения Никандровна Ханаева родилась 2 января 1921 года в Богородске (в настоящее время, город Ногинск) Московской области.

Ханаева – фамилия знаменитая. Ее носят добрая половина рязанского села Песочня, откуда родом отец актрисы – Никандр Сергеевич Ханаев (народный артист СССР). В прошлом, он известен исполнением драматических ролей в спектаклях Большого театра. Его дочь, Евгения Никандровна, выбрала профессию отца и стала знаменитой драматической актрисой.

Никандр Сергеевич Ханаев

Когда часто видишь актера на экране, создается некая иллюзия личного знакомства с человеком. Евгения Ханаева известна по таким картинам, как «Монолог», «Розыгрыш», «Жизнь и смерть Фердинанда Люса» и ряду других.

Например, мать телеоператора Рудольфа (из кинофильма «Москва слезам не верит») по-мещански уверенная в том, что только она знает, как надо жить.

На самом деле, Евгения Никандровна обычно играла немолодых и зачастую эксцентричных особ. В жизни она была совершенно иной, чем на экране. Моложавая, подтянутая, спокойная. Говорила тихо и в каждой интонации сквозила душевная деликатность. Создавалось впечатление, что она не могла отказаться от разговора, когда ее об этом просили. Работа для нее была как нечто сокровенное.

Ханаева принадлежит к такому типу актеров, в которых сама индивидуальность открывает возможность органично соединять комедийное с драматическим, меткие, мимолетные наблюдения, складывающий жизненный и достоверный. Актриса не утруждает себя перевоплощениями и не нуждается в них, она интересна именно в постоянстве своего сочувствия, своей любви к ее неустроенным, странноватым героиням.

Работы в театре

Во время учебы Евгению Ханаеву занимали во всех отрывках, что ставили педагоги, а на третьем курсе даже удостоили персональной стипендии имени Чехова. Ее дипломная работа Татьяна в «Мещанах» — имела шумный успех и восторженную прессу. Спектакль мхатовских студийцев был выдвинут на Сталинскую премию. О Ханаевой в те дни писали: «Эта актриса большого диапазона и еще не вполне раскрытых возможностей. Вероятно, ей по плечу значительные характеры, вроде королевы Елизаветы в «Марии Стюарт» или Вассы Железновой».

«Женя, помни одно: с твоей внешностью на героинь можешь не рассчитывать»,- говорили педагоги Евгении Никандровне.

Творческая биография Евгении Ханаевой началась сразу после окончания вуза.

Сцена из спектакля «Дом, где мы родились», 1962 год.
Кралева — Евгения Ханаева, Владимир — Константин Градополов, Павла — Маргарита Анастасьева

Ее приняли в труппу МХАТа. Но режиссер предупредил актрису, что главных ролей ей не стоит ждать. Причиной такого отношения явилось внешность Ханаевой. Актриса не была красавицей, а для крупных ролей требовались симпатичные черты лица. В последующем, такое положение предопределило судьбу актрисы. Ей доставались второстепенные роли. Тем не менее, Евгения Ханаева радовалась каждой новой роли, как маленький ребенок. Наиболее значимые роли Роли и постановки Ханаевой на сцене МХАТа в 50-х: Паулина в «Зимней сказке»; Жюстина в «Дворянском гнезде»; миссис Хлопинс в «Пиквикском клубе». Определяющим моментом в жизни Ханаевой стал 1970 год, когда художественным руководителем МХАТа стал Олег Ефремов, который оценил в актрисе талант. Ефремов задействовал Евгению Никандровну актрису в разных спектаклях и предоставил актрисе полную свободу. Она начала играть классику, современную драму, комедию и гротеск. Наиболее известными среди них: Зинаида Лебедева в чеховской постановке «Иванов», Анна Романовна (называла себя «старым работником культуры») в спектакле по пьесе Михаила Рощина «Старый Новый год». Ее диапазон в спектаклях достаточно широк от неумолимо-холодной миссис Чик в диккенсовском «Домби и сыне», коварной в своей непреклонности королеве Елизавете в драме Шиллера «Мария Стюарт» до современниц из пьес Гельмана.

Евгения Ханаева в спектакле МХАТа «Старый Новый год»

Знаменательные роли Ханаевой в кино

После одной из эпизодических ролей в телеспектакле в квартире Евгении Ханаевой раздался звонок от режиссера «Ленфильма» Ильи Авербаха. Он предложил актрисе сыграть в фильме «Монолог» (1972) роль Эльзы Ивановны, экономки академика Сретенского

Авербах пригласил ее на роль экономки Эльзы Ивановны в фильм «Монолог».

Евгения Ханаева и Михаил Глузский в фильме «Монолог», 1972 г.

Ханаева была удивлена и растеряна — столько лет киношники ее не замечали, и вдруг она оказалась востребованной. Она решилась и поехала в Ленинград. Авербах снимал «по-театральному» — с репетициями, и это было на руку начинающей киноактрисе. И все равно своими вопросами актриса ставила в тупик и режиссера, и партнеров: «Да где здесь зерно роли? Это же не по Станиславскому!» На помощь приходил Михаил Глузский, игравший профессора Сретенского: «Женечка, представь, что ты давно и тайно в меня влюблена и мечтаешь уйти на край света, потому что я твоих чувств не замечаю».

Отдельно хотелось бы обратить внимание на эпизод в фильме «Монолог».

Эльза Ивановна сидит на скамейке в сквере с дочерью академика Сретенского (Михаил Глузский) Таей – актрисой Маргаритой Тереховой, которая задает вопрос: «А вы любили когда-нибудь, Эльза Ивановна?». И она отвечает: «Я? Нет. Но мне об этом столько рассказывали, что я абсолютно все себе представляю…». При этом, на лице обескураженная улыбка человека, который умеет глубоко чувствовать и мужественно скрывать свою боль.

После выхода картины «Монолог» стало ясно, что появилась актриса, покоряющая своей самобытностью, талантом. В каждом последующем фильме, за ее характерной внешностью даже некой похожестью персонажей – иной человек со своим духовным миром.

В фильме «Странные взрослые» (1974) режиссера А. Шахмалиевой героиня Ханаевой является самой «странной» из всех с кем сталкивается девочка по имени Джульетта. Соседка Августа Яковлевна (роль которой играет Евгения Ханаева) выставила в коридор некоторые вещи. Легко ли понять детскому уму, что кажется просто старой рухлядью, с которой связана прожитая жизнь. Девочке тяжело это понять, а вот умение великой актрисы без слов показать глубину переживаний Августы Яковлевны, помогает зрителям проникнуться сочувствием в ней.

к/ф «Странные взрослые», 1974 г.

В другом фильме режиссера А. Коренева «По семейным обстоятельствам» (1977) Евгения Ханаева играет роль Изольды Тихоновны – ревниво-требовательной матери стареющего холостяка художника, которая становится столь же ревниво-требовательной свекровью. Но жизнь сложна и преподносит сюрпризы. В дальнейшем, ей самой предстоит примерить «наряд» невестки и жить с будущей свекровью. Евгения Ханаева сыграла эту роль настолько изящно, с тончайшей отделкой трудноуловимых оттенков непростого характера. Она постепенно преображается из властной матери, опекающего своего престарелого сына, как наседка, в хрупкую, нерешительную женщину.

к/ф «По семейным обстоятельствам», 1977 г. Галина Польских, Ролан Быков, Евгения Ханаева

На самом деле, в кино у Ханаевой сложилось амплуа резкой, эксцентричной особы, твердо верящей в свою правоту и не терпящей пререканий.

Мать оператора Рачкова (Юрий Васильев) из фильма режиссера В. Меньшова «Москва слезам не верит» (1979) убеждена, что прекрасно знает жизнь и может давать советы даже тем, кто ее об этом не просит.

к/ф «Москва слезам не верит», 1979 г.

Анна Романовна из комедии режиссеров Н. Ардашникова и О.Н. Ефремова «Старый Новый год» (1980) называет себя «старым работником культуры» и считает, что посвящена в особые таинства, недоступные простым смертным.

к/ф «Старый Новый год», 1980 г.

Смех вызывает ее роль бывшей школьной учительницы Татьяна Васильевна из фильма В. Бортко «Блондинка за углом» (1984), которая выработала командный голос и продолжает кричать во все горло даже дома.

В жизни Евгения Ханаева была совсем другой, но она охотно эксплуатировала на экране найденный образ и с легкостью его совершенствовала.

Отдельно хотелось обратить внимание на роль учительницы Марии Васильевны Девятовой в фильме «Розыгрыш» режиссера В. Меньшова. Учительница предстает строго взыскательной. Ее фраза: «Я стараюсь воспитывать своих учеников сильными людьми». С другой стороны, внешне суховатой и с элементами юмора. «А у Марии ничего с юмором», — отмечает один из ее учеников. Логический склад ума преподавателя математики помогает находить душевный контакт с ребятами.

к/ф «Розыгрыш», 1977 г.

Девятова ведет прямой и жесткий разговор с учениками. Она нетерпима к каким-либо нравственным компромиссам. Привычный властный голос Девятовой нас ни на минуту не обманет. Причем она даже не получает учеников, а размышляет вместе с ними. Тем самым, стараясь передать свои нравственные императивы, одновременно стараясь многому учиться у своих подопечных, хочет их понять.

Владимир Меньшов вспоминал: «Кино много потеряло, что не открыло ее раньше. Я счастлив, что эта честь принадлежит мне, и последние пятнадцать лет Евгения Никандровна не сходила с экрана. Я ее снимал и потом — в фильме «Москва слезам не верит», правда, там у нее небольшая роль, но блестящая. Мы с ней дважды встретились и как партнеры. Она была скромнейшим, тишайшим человеком, чем все бессовестно злоупотребляли. Актеры приходили на площадку и сразу начинали ставить свои условия — кого снимать первым, сколько времени они вообще сегодня могут уделить и т.д. На том же «Розыгрыше» Ханаева уже сидела загримированной в 9 утра, а работать начинала только к обеду. И лишь однажды она не на шутку взвилась. Устроила такой разнос, что мне стало очень стыдно. Я ведь думал — ну сидит человек, никуда не торопится, и даже не сообразил, что передо мной просто очень интеллигентная, хорошо воспитанная женщина…».

После премьеры фильма «Розыгрыш» (Евгения Ханаева была удостоена звания лауреата Государственной премии РСФСР и награждена призом за лучшее исполнение женской роли на X Всесоюзном кинофестивале) артистке довелось встретиться с большой группой учителей. Какова, на самом деле, магия искусства, они обращались к ней словно в своему коллеге-педагогу.

В заключение хотелось привести небольшую цитату Евгении Ханаевой о ее роли, как театральной актрисе в кинематографе.

«Когда выходишь к кинокамере знаешь: именно сейчас надо отдать все, что умеешь, что можешь. Другого раза не будет, зафиксированное на пленке не переделаешь, заново не сыграешь. Эта мгновенность и окончательность, как сама жизнь: ведь и в жизни каждый поступок – раз и навсегда».

Евгения Никандровна скончалась 8 ноября 1987 года, так и не узнала, что накануне ей присвоено звание Народной артистки СССР. Похоронили актрису на Введенском кладбище рядом с отцом.

Литература:
1. Евгения Ханаева в жизни и на экране // Советский экран. 1982. № 6.
2. Капков С. В. Эти разные, разные лица: Легенды советского кино. — М., 2001. 400 с.
3. «Противостояние» // Искусство кино. 1977. № 1.

Луценко Сергей Иванович, адрес электронной почты: scorp04111978@mail.ru

Предлагаем вашему вниманию другие статьи Сергея Луценка об актерах советского театра и кино: о Зиновии Гердте, Инне УльяновойБориславе БрондуковеЭмилии МильтонСергее ФилипповеВладиславе СтжельчикеГеоргии Милляре.

Статьи Сергея Луценко можно посмотреть и на сайте NashTeatr.com: о Леониде ОболенскомЭде Урусовой.

ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ